ставила своей задачей революционизирование армии — главного оплота самодержавия в начале XX века. Отмечалось, что «заметное влияние на рост политического сознания солдатских масс оказали происходившие в 1901 г. демонстрации рабочих и студентов»1. Широкие народные массы, привлекавшиеся в армию, также ощущали влияние революционных идей и поэтому, в связи с современными требованиями войны не могли служить достаточно надежным орудием в руках самодержавия для проведения его политики на Дальнем Востоке. Для этого требовалось проводить процесс воспитания и обучения с учетом данного фактора. В данных условиях правящий политический режим в целях самосохранения вынужден был усилить консервативный элемент в системе военно-патриотического воспитания, что определило, выбор форм, средств и методов, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, в том числе укрепления морального духа личного состава армии. Органы государственной власти: император, члены императорской семьи, правительство. Император но своему статусу был Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил. Следовательно, воинский долг в русской армии замыкался на императора, в этой связи царь должен был в соответствии со своим статусом принимать участие 15 укреплении морального духа армии. Па фоне кризисных явлений в русском обществе на рубеже XIXXX веков престиж и авторитет императора в армии несколько упал. Монархи других европейских стран (в особенности Вильгельм II в силу родственных связей), озабоченные кризисом самодержавия, советовали Николаю II часто показываться в обществе, устраивать сближающие обеды и праздники, а не жить замкнутой жизнью давно ушедших веков2. Моральный авторитет самодержавия император старался поддерживать и такими традиционно эффективными мерами, как личное участие в воинских ритуалах проводов на фронт, проходивших по установленному 73 1Левицкий Н.А. Русско-японская война 1904-1905 1 г. / П.Л. Левицкий. М., 1938. С.30. 7 Мордвинов А. Последний император / А. Мордвинов // Оюч. архивы. 1993. №3. -С.75. |
2. Органы военного управления: военное министерство, его управления и комитеты; командование соединений, частей и подразделений. 3.РПЦ. 4. Некоторые общественные организации: офицерские собрания; суды офицерской чести. 5. Средства массовой информации: печать; кинематограф. Главными стратегическими курсами, в рамках которых осуществлялась реализация индивидуальных и коллективных форм и методов патриотического воспитания офицерства, являлись: А. Разработка ценностных ориентиров и осуществление их регламентации. Б. Организация всей жизнедеятельности офицеров (образование и прохождение службы в частях) в соответствии с утвержденными нормами поведения. Необходимо подчеркнуть, что изложенные выше объектно-субъектные связи в 1900 августе 1914 г. на практике функционировали в обстановке, когда политический режим самодержавной монархии столкнулся с необходимостью противостоять революции, а также геополитическим и военным угрозам на международной арене. Подобные обстоятельства усилили, как никогда, необходимость укрепления по всем параметрам Вооруженных сил, которые цементировали бы сильные духом офицеры, исторически являвшиеся основным оплотом самодержавия и опорой российской государственности. Глубокие противоречия между властью и различными социальными группами, послужившие одной из причин разразившегося к концу исследуемого в настоящей диссертации периода общенационального кризиса, породили конфликт между самодержавием и законодательными учреждениями, претендовавшими на осуществление гражданского контроля над армией. В данных условиях царизм в целях самосохранения вынужден был усилить консервативный элемент в системе военно-патриотического воспитания, что определило, в свою очередь, использование соответствующего инструментария, то есть выбор форм, средств и методов, в наибольшей степени обеспечивающих эффектив ность воспитательного процесса1, в том числе и сфере укрепления морального духа корпуса армейских офицеров. Государственные властные институты: император, члены императорской фамилии и правительство. Так сложилось конкретно-исторически, что воинский долг в России был замкнут на императора, в связи с чем царь, стоящий во главе Вооруженных сил, должен был принимать активное участие в деле укрепления морального духа войск. Для начала XX в. весьма примечателен тот факт, что снижение популярности царствующей особы как в стране в целом, так (в меньшей степени) и в армии стало настолько очевидным, что осознавалось и за пределами России. Монархи других европейских стран (в особенности Вильгельм II), озабоченные кризисом самодержавия, советовали Николаю II часто показываться в обществе, устраивать сближающие обеды и праздники, а не жить замкнутой жизнью давно ушедших веков. «Весь опыт показывает, — наставляли они флигель-адъютанта царя А. Мордвинова, что несколько любезных слов, пожатие покрепче руки, внимание, оказанное на виду остальных собравшихся, способны иногда в несколько мгновений переменить политическое мировоззрение»2. Император Николай II, присутствуя на многочисленных парадах, праздниках (табельных днях), торжественных молебнах, а также в личных встречах с офицерами, демонстрировал высокую культуру общения с военными, проявлял неизменное внимание к нуждам и запросам офицеров, стойкое и ровное поведение даже в самых критических ситуациях3. Подобное не могло не сопутствовать укреплению морального духа армейского офицерства в войсках. Таким образом, руководство монархом Вооруженными силами оставалось высшим принципом военного строительства, освященным православной церковью и санкционированным официальной идеологией, что подтверждает 1Более подробно см.: Система военного образования в России XIX— начала XX в.: Школа рати офицерства. М., 1997.-С. 158, 159. 2 Мордвинов А. Последний император /А. Мордвинов // Отеч. архивы. 1993. №3. С.75. 3См.: Дневники императора Николая II. М., 1991. С.222. всей России от высших начальников до солдата и матроса, которые свою горячую любовь к Родине и Государю выразили самоотверженным подвигом»1. Желая подкрепить память о знаменательном событии материальным стимулированием верноподданнических чувств среди офицеров, император издал манифест, дарующий (как при короновании) Вооруженным силам «царские милости», среди которых — учреждение стипендий для воспитания детей военнослужащих и присвоение имени наследника Главному комитету по призрению детей лиц, погибших в войне с Японией. Моральный авторитет самодержавия император старался поддерживать и такими традиционно эффективными мерами, как личное участие в воинских ритуалах проводов на фронт, проходивших по установленному образцу: церемониальный марш, благословение иконами и прощание с офицерами и нижними чинами2. Демонстрируя при каждом удобном случае готовность разделить с армией военную ношу, царь дарил частям и отдельным офицерам святые образа, призванные служить защитой и напоминанием о неустанной заботе Государя о русских воинах. Проведенный диссертантом текстологический анализ прощальных и напутственных речей Николая II, обращенных к уходящим на фронт солдатам и офицерам Маньчжурской армии3, позволяет сделать вывод о том, что царь не обладал талантом великого оратора. Одним из ярких доказательств отсутствия у императора способностей выразить патриотические призывы в запоминающейся форме может служить судьба сборника речей Николая II, изданного в 1906 г. частным издательством, которое воспользовалось отсутствием цензуры. Немедленная конфискация сборника была, бесспорно, вызвана стремлением цензуры защитить престиж царя от ознакомления публики с его пустыми реча1Там же. С.314. 2См.: Дневники императора Николая II. С.220. 3См.: Полное собрание речей императора Николая И. СПб., 1906. С.4347. |