Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 81]

инициативным офицерам, желавшим на деле выполнять свой воинский долг перед Родиной.
Вследствие этого командиры частей не уделяли должного внимания воспитанию нижних чинов.
Святость воинского устава и беспрекословное повиновение приказаниям начальства, вот все на чем основывалось воспитание солдат.
Вся эта муштра должна была воспитать в солдате исполнителя приказов.
Лишь немногие командиры частей организовывали для солдат «прогулки но городу, ознакомляя их с памятниками и соборами, и участвовали в чтении воскресных лекций для солдат» .
Рационализм в отношении специальной подготовки в сочетании с целенаправленным доминированием воспитания над образованием не только снижали эффективность работы офицеров в качестве воспитателей нижних чипов, но и затрудняли осознание офицерами гуманитарных проблем, что, в конечном счете, обусловило их смутные представления о гражданственности и патриотизме.
Это происходило вследствие проблемы сооч ношения морального духа (нравственных идеалов), опыта прохождения службы в частях и военного образования.
Многие теоретики и специалисты противопоставляли нравственный дух и практический опыт военнонрофсссиоиалыгому образованию.
По мнению генерала Г.И.
Бобрикова, «первенствующее значение для нравственной силы армии имеет ценз самостоятельного боевого командования войсками, ничего общего не
имеюший с цензом академической учености»2.
Таким образом, деятельность командиров частей по укреплению морального духа личного состава в основном сводилась к наставлениям, носившим рекомендательный характер.
Лишь немногие офицеры занимались самообразованием и являлись настоящими воспитателями солдат.
Данная тенденция, несомненно, нашла отражение в Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
81 1Игнатьев А.А.
Указ.
соч.
0 .151.
2 РПЗИА.
Ф.970.
Оп.З.
Д.1396.
Л.22.
[стр. 74]

Порочная практика «ремесленничества» косвенно поддерживалась издержками воспитания в военно-учебных заведениях.
Принцип «разумной достаточности» в преподавании общеобразовательных дисциплин, рационализм в • отношении специальной подготовки в сочетании с целенаправленным доминированием воспитания над образованием (наиболее ярко данные тенденции про'** явились в юнкерских училищах) не только снижали эффективность работы офицеров в качестве воспитателей нижних чинов, но и затрудняли осознание офицерами гуманитарных проблем.
А это, в конечном счете, обусловило их смутные представления о гражданственности и патриотических идеалах.
Как ни парадоксально, но во многом тому способствовало неправильное понимание тезиса драгомировской системы воспитания о преобладании нравстФ венной силы армии.
Многие специалисты противопоставляли нравственный дух и практический опыт военно-профессиональному образованию: по мнению генерала Г.И.
Бобрикова, «первенствующее значение для нравственной силы армии имеет ценз самостоятельного боевого командования войсками, ничего общего не
имеющий с цензом академической учености»1.
Следствием распро** странения подобных воззрений было формальное отношение офицеров к самоподготовке и проведению служебных занятий.
Как отмечает Главнокомандующий Кавказским военным округом в упомянутой выписке из заключений по годовым отчетам войсковых начальников, «...необходимость следить за военной Ф литературой не привита в среде наших офицеров»2.
Следует подчеркнуть, что низкая эффективность укрепления морального духа в строевых частях была постоянным предметом озабоченности властных структур, предпринимавших, как уже упоминалось, необходимые усилия по нормативному обеспечению воспитательного процесса.
В протоколе заседания * твердила пафос повести и диагнозы А.И.
Куприна.
В 1918 г.
(уже после прихода в стране к власти большевиков) петроградская газета «Красная колокольня» одобрительно отмечала, что своей повестью А.И.
Куприн «нанес царской Русской армии в тысячу раз более страшный удар, нежели тот, что нанесли японцы Л под Цусимой» (Красная колокольня.
1918.
20 янв.).
W 1РГВИА.
Ф.970.
Оп.З.
Д.
1396.
Л.22.
2Там же.
Ф.868.
Оп.1.
Д.713.
Л.31.
74

[стр.,228]

Приложение 7 Из рукописной статьи генерала Г.И.
Бобрикова «Нравственная сила армии» (1909 г.)1 Чтобы иметь сильную армию, нужно начинать её организацию со строещ ния всей земли, выливая все дело в одну величественную стройную форму с незыблемыми нравственными качествами.
...Строй только шлифует, сообщая боевые формы и качества и стремясь расширить горизонт до понимания общих государственных интересов и высокой воинской доблести, но перевоспитать не может.
...Одному Богу молимся, одному Царю служим, одну Родину защищаем, одним языком говорим — вот символ, объединяющий мощь русской рати...Всякое отступление от символа неминуемо причиняет вредные трения в ущерб духа армии.
Ряд русских фельдмаршалов из инородцев и иноверцев, давший русскому оружию много побед, школы русского военного искусства не • создал и создать был не в силах...
Во все времена держава Российская опиралась на поместное дворянство.
При Суворове корпус офицеров составляли ...барчуки, которые, может быть, излишне барствовали, но дело свое знали твердо и не смущались жертвовать собой на благо Родины, на службу царю.
В старом строе не всё было дурно ...
между тем с величайшей опрометчивостью повторяются самые грубые ошибки предпочтения материи духу....
Армия живет боевыми традициями, и ее дух находится в непосредственной связи с теми подвигами, которые совершили ее полководцы.
Во имя последних с войсками можно делать все, что угодно, и даже невозможное обращать в легко выполнимое.
Военное образование должно иметь преимущественный характер национальных побед родных вождей.
Ф Во все времена священным лозунгом военного могущества нам всегда служили православие, самодержавие и русская народность Никакие курсы военных знаний не помогут создать победной армии, если она не будет воспитываться живым духом командования боевой заслуги...
Первенствующее значение для нравственной силы армии имеет ценз самостоятельного боевого командования войсками, ничего общего не
имеющий с цензом академической учености...
Ближе всматриваясь в смысл исторических событий, следует признать, что государство создается победой, но действительная его сила упрочивается организаторскою мудростью на основе народности, вероисповедания и бытовой культуры...
Всякий бой материально обессиливает обе стороны, но сила победителя вырастает от подъема духа.
1РГВИА.
Ф.970.
Оп.З.
Д.
1396.
Л.1,2-4,6,7,13,19,22,26,29,43-45,51,61.

[Back]