Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 82]

Одним из доминирующих направлений в сфере укрепления морального духа армии являлась деятельность одного из ее субъектов — Русской 11равославной Церкви.
Вопросы об отношениях церкви и армии, о соблюдении прав верующих военнослужащих, об использовании духовного потенциала религии в работе с личным составом приобретаю! особое значение.
Религия явилась одним из важнейших источников формирования высокого морального духа солдат и офицеров и поддержания авторитета императора в армии.
Русский философ Иван Ильин писал: «Воинское дело есть дело трудное, скорбное и трагическое, но необходимое и служащее благой цели.
Средства его жестокие и неправедные.
Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен бглть крепок и непоколебим в своем искреннем хрисголюбии» .
Не случайно, что вопросам духовнонравственного воспитания военнослужащих уделялось столь пристальное внимание.
Государственная регламентация религиозного компонента укрепления морального духа
русской армии проявилась в деятельности по созданию специализированных служб русской церкви, предназначавшихся для удовлетворения духовных потребностей военнослужащих и защиты интересов юсударе гва.
С 1890 г.
в армии сложилась специальная военная
С'1 рук тура церкви в составе протопресвитера военного и морского духовенства, духовного правления при протопресвитере из /рех человек, дивизионных благочинных, гарнизонных, полковых священников, настоя гелей, принта военных соборов и полковых церквей (см.
прил.5).
Протопресвитер военного и морского духовенства подчинялся Священному синоду и военному министру.

На должность протопресвитера был назначен Д.А.
Желобовекий.
В мирное время полковые священники подчинялись командованию и духовному ведомству, в военное переходили в полное
1 Хрисюлюбпвос воинство.
Православная храдиция Русской Армии.
М.: Военный университет; Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин»; Русский пучь, 1997.494 с.
[стр. 75]

Комитета по образованию войск от 9 февраля 1907 г.
выделяются следующие причины неудовлетворительной работы в войсковых подразделениях: 1) частые перемены в уставах и наставлениях; 2) обширность уставов1.
Вместе с тем, как показывает проведенное исследование, правовая регламентация процесса нравственного совершенствования офицерского состава армейских частей, укрепления их морального духа не могла в полной мере решить комплекс проблем, обусловленных как материальными и социальными факторами, так и недостатками военного образования, главнейший из них разнородность и несовершенство профессиональной подготовки офицеров.
РПЦ.
Верховная власть всеми силами поддерживала приоритетную роль религии в качестве базы для формирования в армии ценностноориентационного единства.
Сам император твердо верил, что без православия и самодержавия страну ожидают тяжкие потрясения.
В начале Первой мировой войны в неформальной беседе с офицерами он заявил о жизненной необходимости царской власти для России.
В качестве аргументов Николай II выделил многонациональность страны, низкий образовательный уровень населения и историческую предрасположенность народа к монархизму: «...чувство воображения русских, их сильная религиозная вера, их привычки и обычаи сделали царскую власть необходимостью, и надолго»2.
Государственная регламентация религиозного компонента укрепления морального духа
армейского офицерства проявилась в деятельности по созданию специализированных служб РПЦ, органически вписывавшихся в систему и предназначавшихся для удовлетворения духовных потребностей военнослужащих и защиты интересов государства.
С 1890 г.
в армии сложилась специальная военная
структура РПЦ в составе протопресвитера военного и морского духовенства, духовного правления при протопресвитере из трех человек, дивизионных благочинных, гарнизонных, полковых священников, настоятелей, причта военных соборов и полковых церквей.
Протопресвитер военного и морского

[стр.,76]

духовенства подчинялся Священному синоду и военному министру.
В мирное время полковые священники подчинялись командованию и духовному ведомству, в военное переходили в полное
распоряжение командования.
Должности священников вводились и во фронтовых штабах1.
Вера являлась долгом военнослужащего, закрепленным военным законодательством: согласно Уставу командир части должен был содействовать священникам и следить за выполнением своими подчиненными их религиозных обязанностей2.
Некоторые общественные организации (офицерские собрания, суды офицерской чести) стали важным элементом государственной структуры укрепления морального духа корпуса армейских офицеров, компенсируя отчасти огрехи самовоспитания в строевых частях.
Немалую роль в моральнопсихологическом обеспечении жизни и деятельности войсковых частей сыграли офицерские собрания, а также суды офицерской чести, осуществлявшие контроль над нравственным обликом командного состава3.
Офицерские собрания были призваны вести широкую просветительскую работу4, но основной целью собраний было формирование профессионального корпоративизма, воинского товарищества, объединенного патриотическими идеалами.
Военный министр П.С.
Ванновский в своем предписании называл 1См.: Щавельский Г.
Служение священника на войне /Г.
Щавельский //Воен.
сб.1912.
-№ 11.
С.125.
2 См.: С собрания военных священников в Финляндии // ВВМД.
1912.
№18.
С.572.
3 См., например: А.И.З.
Поединки / А.И.З.
// Разведчик.
1899.
№441.
С.289; Б-в А.
Унижение человеческого достоинства по традиции // Братская помощь.
1909.
№4.
С.
158-160; Галкин М.
Указ.
соч.
С.20; Короленко В.Г.
История моего современника /В.Г.
Короленко // Собр.
соч.
М., 1954.
Т.6.
С.
193; Махов М.
(М.
М-мъ).
Дуэль, ея происхождение и современный характер /М.
Махов (М.
М-мъ).
СПб., 1902.
С.48-50; и др.
4Чтение лекций, организация открытых библиотек, вечеров чествования героев, торжеств по случаю памятных дат военной истории, поддержка членов семей погибших офицеров и т.п.
— Примеч.
соискателя.

[Back]