Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 87]

знамен, отпевание, проведение ротных и полковых праздников; г) проведение индивидуальных бесед.
Представляется необходимым подчеркнуть, чго роль общественных организаций в укреплении морального духа армии являлась важной с точки зрения дополнительного фактора.
К тому же деятельность данного субъекта компенсировала недостатки системы самообразования и военно-учебных заведений.
Немалую роль в морально-психологическом обеспечении
офицеров сыграли офицерские собрания, а также суды офицерской чести, осуществлявшие контроль над нравственным обликом командного состава армии .
Офицерские собрания были призваны вести широкую просветительскую работу
(чтение лекций, организация открытых библиотек, вечеров чествования героев, торжеств по случаю памятных дат военной истории).
Но основной целыо собраний было формирование профессионального корпоративизма, воинского товарищества, объединенного патриотическими идеалами.
1Готрсбпость в военных собраниях сознавалась уже давно.
Во многих гарнизонах открывались военные клубы, а в 1874 году появился приказ по военному ведомству, в котором устройство военных собраний делается обязательным для всех отдельных частей войск.
Разумно введенные офицерские собрания, доставляя офицерам, возможность групнироват ься для совместных развлечений, влияли на развитие товарищества, на сплочение военных между собой, вселяли в них любовь к военной профессии2.
Необходимо также зат рону ть вопрос об отношениях между офицерами различных родов войск, которые были не лишены некоторого чувства 87 1См., например: А.И.З.
Поединки // Разведчик.
1899.
№441.
С.289; Махов М.
(М.
Ммь) Дуэль, ея происхождение и современный характер.
СЛ16.
1902.
С.48-50; и др.
7 Свидзииский Э.-Л.Ф.
Заметки о развитии военных познаний и общих военных принципов в среде офицеров нашей армии.
// О долге и чесш воинской в Российской армии.
М.
1990.
С.
108-109.
[стр. 76]

духовенства подчинялся Священному синоду и военному министру.
В мирное время полковые священники подчинялись командованию и духовному ведомству, в военное переходили в полное распоряжение командования.
Должности священников вводились и во фронтовых штабах1.
Вера являлась долгом военнослужащего, закрепленным военным законодательством: согласно Уставу командир части должен был содействовать священникам и следить за выполнением своими подчиненными их религиозных обязанностей2.
Некоторые общественные организации (офицерские собрания, суды офицерской чести) стали важным элементом государственной структуры укрепления морального духа корпуса армейских офицеров, компенсируя отчасти огрехи самовоспитания в строевых частях.
Немалую роль в моральнопсихологическом обеспечении
жизни и деятельности войсковых частей сыграли офицерские собрания, а также суды офицерской чести, осуществлявшие контроль над нравственным обликом командного состава3.
Офицерские собрания были призваны вести широкую просветительскую работу4,
но основной целью собраний было формирование профессионального корпоративизма, воинского товарищества, объединенного патриотическими идеалами.
Военный министр П.С.
Ванновский в своем предписании называл 1См.: Щавельский Г.
Служение священника на войне /Г.
Щавельский //Воен.
сб.1912.
-№ 11.
С.125.
2 См.: С собрания военных священников в Финляндии // ВВМД.
1912.
№18.
С.572.
3 См., например: А.И.З.
Поединки / А.И.З.
// Разведчик.
1899.
№441.
С.289; Б-в А.
Унижение человеческого достоинства по традиции // Братская помощь.
1909.
№4.
С.
158-160; Галкин М.
Указ.
соч.
С.20; Короленко В.Г.
История моего современника /В.Г.
Короленко // Собр.
соч.
М., 1954.
Т.6.
С.
193; Махов М.
(М.
М-мъ).
Дуэль, ея происхождение и современный характер
/М.
Махов (М.
М-мъ).
СПб., 1902.
С.48-50; и др.
4Чтение лекций, организация открытых библиотек, вечеров чествования героев, торжеств по случаю памятных дат военной истории, поддержка членов семей погибших офицеров и т.п.
— Примеч.
соискателя.

[Back]