Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 88]

соперничества, а также об этико-исихологичсских противоречиях между офицерством и гражданскими лицами.
В армии ощущалось привилегированное положение гвардии, кавалерия также чувствовала свое превосходство над другими родами оружия.
Соперничество было характерно и для престижных полков, например кавалергардов.
Вот что по этому поводу вспоминал генерал A.W.
Деникин: «...B русской армии существовала некоторая рознь между родами оружия — явление старое и свойственное всем армиям.
Общими чертами ее были: гвардия глядела свысока на армию; кавалерия на другие роды оружия; полевая артиллерия косилась па кавалерию и конную артиллерию и снисходила к пехоте; конная артиллерия сторонилась нолевой и жалась к кавалерии; наконец, пехота глядела исподлобья на всех прочих и считала себя обойденной вниманием и власти, и общества.
Надо сказать, однако, что рознь эта была неглубока и существовала лишь в мирное время.
С началом войны она исчезала совершенно»1.
Данное соперничество в моральном 01 ношении оказывало некоторое давление на армейских офицеров и вызывало у них чувство зависти и собственной нсобустроеиностн.
Гораздо существеннее были противоречия между офицерством и фажданским населением.
С резким ухудшением материального положения офицеров, изменением их состава и снижением общественного престижа армии и офицерской профессии в целом, что было характерно к началу Русско-японской войны 1904-1905 гг.
и в период революционного кризиса, началось отчуждение между офицерством и образованным фажданским населением2.
Подобные издержки армейского воспитания во многом предопределили консервацию офицерского корпуса, превращение его в некую касту.
Заметим, однако, что высшая власть как субъект анализируемой
1Деникин Д.И.
Путь русского офицера.
/ А.П.
Деникин.
М., 1990.
С.55 7 11осюянные нападки на офицеров, сформировали у них предубеждение к гражданскому населению, и среди офицерства росло чувство презрения ко всей :>юй публике, иногда переходящее на шппских вообще, которых именовали «шпаками», «штафирками» и т.д.
(см.
Волков С.В.
Указ.
Соч.
С.295).
88
[стр. 150]

службы и важной формой военно-патриотического воспитания.
Мнение разночинных слоев армейского офицерства выражено в статье В.
Чихачева, опубликованной на страницах «Разведчика», в которой он предлагал «забыть о титулах и происхождениях вроде сиятельств и светлостей.
Пусть бы эти лица, с ореолами от рождения, сияли ими для себя и только.
А для службы пусть они будут поручиками, ротмистрами, генералами...»1.
В связи с этим важно подчеркнуть: даже либерально настроенные представители армейской интеллигенции оставались при этом монархистами и патриотами и в политическом отношении практически не ушли левее кадетов.
Между тем, несмотря на некоторые успехи органов государственной власти и военного управления в рассматриваемой сфере, осталось много нерешенных проблем, которые самым негативным образом сказались на состоянии воинской дисциплины и правопорядка, а следовательно, и морального духа армейского офицерства.
Во-первых, насаждаемый культ войскового товарищества, «армейской семьи», дополнялся пренебрежительным отношением к штатским.
Как заметил П.А.
Зайончковский, для офицеров дореволюционной России было весьма характерно противопоставление офицерства лицам гражданским.
В силу своего особого положения офицеры считали возможным допустить по отношению к «шпаку»2любую нетактичность, а то и просто оскорбить его3.
Подобные издержки армейского воспитания во многом предопределили консервацию офицерского корпуса, превращение его в некую касту.
Заметим, однако, что высшая власть как субъект анализируемой
государственной структуры укрепления корпуса армейских офицеров не вела особой борьбы с подобными негативными явлениями, стараясь их просто не замечать.
1 Чихачев В.
Титулы /В.
Чихачев // Разведчик.
1905.
.№771.
С.612.
Данную точку зрения разделял и профессор привилегированной академии Генерального штаба М.В.
Алексеев (см.: Винберг Ф.
Крестный путь /Ф.
Винберг.
JL, 1977.
4.1.
С.115).
2Штатскому — Примеч.
соискателя.
3 См.: Зайончковский П.А.
Самодержавие и Русская армия на рубеже XIX—XX столетий.
С.238, 239.

[Back]