Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 91]

а к т у а л ь н а я значимость такой позиции М.И.
Драгомирова.
Отсутствие единства мнений по данному вопросу привело к формальному отношению к вопросам чести, переродившейся в демонстративную «честь мундира», поддерживаемую и защищаемую силой общественного авторитета офицерского собрания части и негативным образом сказывалось на нравственных основах офицеров.
Таким образом, массовое учреждение офицерских собраний
было сое гавной частью консервативно-стабилизационной политики царизма в Вооруженных силах, так как в большой мере способствовало осуществлению кои гроля над поведением и моралыю-психологичсским состоянием офицеров, а также формированию корпоративных моральных ценностей, важнейшей из которых была верность присяге и 1осударю императору.
Благотворительные учреждения включали в себя, прежде всего Общество Красного креста, общедворянские съезды и т.д.
Деятельность Красного креста во время Русско-японской войны 1904-1905 гг.
осуществлялась в 4 районах: 1) территория занятая действующей армией; 2) тыл армии; 3) два района находились в России.
Функциями Красного креста являлись: а) снаряжение и отправка санитарных поездов; б) открытие складов с вещами для раненых; в) формирование госпиталей для действующей армии; г) отправка для солдат предметов первой необходимости.
Общество Красного креста возглавляла императрица Александра Федоровна.
Кроме практической помощи раненым солдатам и офицерам, благотворительная помощь царской семьи имела своей целью поддержать ее авторитет.
Участник Русско-японской войны 1904-1905 гг.
А.А.
Игнатьев вспоминает: «Поезда императрицы были созданы для популярности царской семьи и только вызывали чувство зависти к тем счастливцам, которые могли пользоваться этой роскошью»1.
91 1Игнатьев Л.А.
Указ.соч.
С.209.
[стр. 78]

Таким образом, массовое учреждение офицерских собраний стало составной частью консервативно-стабилизационной политики царизма в Вооруженных силах, так как в большой мере способствовало осуществлению контроля над поведением и морально-психологическим состоянием офицеров, а также формированию корпоративных моральных ценностей, важнейшей из которых была верность присяге и Государю-императору.
Краеугольным камнем системы нравственных ориентиров, позволяющих офицерам рассматривать себя в качестве социальной общности с особым призванием и предназначением, являлось понятие об офицерской чести, тесно связанное с патриотизмом, верностью Престолу и войсковым товариществом.
Значимость соблюдения требований Кодекса чести не раз подчеркивается в официальных документах.
Так, в приказе командующего войсками Варшавского военного округа генерал-адъютанта Д.А.
Скалона за №3338 от 15 февраля 1906 г.
содержится следующее предписание: «Корпус офицеров Генерального штаба, будучи во главе армии, должен быть безупречен во всех отношениях.
За несоответствующие деяния одного офицера,, согласно установившегося в обществе взгляда, отвечает весь корпус Генерального штаба...Ввиду вышеизложенного полагаю, что в Генштабе должен быть установлен суд общества офицеров.
Решение суда этого безапелляционно и подлежит утверждению начальника штаба округа»1.
Важно отметить, что создание в частях судов офицерской чести было массовой практикой воспитательной работы и одним из приоритетных ее направлений, находившихся в поле зрения особы императора.
Практически единственный вопрос, на который он обращал внимание, было наблюдение за моральным состоянием офицерства.
Только монарх обладал правом отменить решение суда офицерской чести, хотя он этим правом почти не пользовался2.
1РГВИА.
Ф.868.
Оп.1.
Д.713.
Л.16.
2См.: Зайончковский П.А.
Высшее военное управление //П.А.
Зайончковский.
1904 1983 гг.: Статьи, публикации и воспоминания о нем.
М., 1990.
С.79.

[Back]