Использование средств кино-фотоискусства и музыки в значительной мере повысили возможности пропаганды монархизма и произвели своеобразную революцию в традиционном для авторитарного общества поклонении портретам самодержца, истоки которого были в почитании икон. Широко растиражированные портреты царя были неизменным атрибутом казарм и помещений офицерских собраний. В данном контексте обращает па себя внимание тот факт, что к началу XX века работа над пор фотами российского императора перестала быть монополией художников, рекомендованных Императорским Эрмитажем (для каждого воинского подразделения считалось великой честью получить в дар такой портрет, поэтому, согласно распоряжению Воешю-походной канцелярии, писать их поручали только известным живописцам, среди которых были В.А. Серов, Н.1 1. Богдаиов-Бельекий, В.Г. Маковский и другие)1. Низкая стоимость изготовления фотографий в сочетании с возможностью оперативно реагировать па многочисленные события (в основном — парады, юбилеи и встречи Николая П с солдатами и офицерами) обусловили их доступность, и, как следствие, высокую эффективность в качестве одного из средств патриотического воспитания военнослужащих. Фотопортреты царя и членов императорской семьи работы лучших фотографов того времени (Буассопа, Эглера, Гана) благодаря их несомненным художественным достоинствам отражали личное обаяние самодержца и весьма способствовали укреплению его личного авторитета в войсках. В особенности необходимо подчеркнуть, что в начале XX века большую популярность приобрел кимематшраф. Характерно, что сначала император настороженно отнесся к популярности кино, справедливо (и не без участия духовенства) увидев в нем конкурента церкви. Позже специалистам в области патриотической пропаганды удастся переубедить 94 114 ВИД. Ф.970. Оп.З. Д.686. Л. 3,22,38.99,100,1%. |
Средства массовой информации. К ним в начале XX в. относились периодическая печать и кинематограф. Использование средств кино-фотоискусства и музыки в значительной мере повысили возможности пропаганды монархизма и # произвели своеобразную революцию в традиционном для авторитарного общества поклонении портретам самодержца, истоки которого были в почитании икон. Широко растиражированные портреты царя были неизменным атрибутом казарм и помещений офицерских собраний. В этом контексте, бесспорно, заслуживает внимание тот факт, что к началу XX столетия работа над портретами царствующей особы перестала быть монополией художников, рекомендованных Императорским Эрмитажем (для каждого воинского подразделения считалось великой честью получить в дар такой ф портрет, поэтому, согласно распоряжению Военно-походной канцелярии писать их поручали только известным живописцам, среди которых были В.А. Серов, Н.П. Богданов-Бельский, В.Г. Маковский и другие1). Низкая стоимость изготовления фотографий в сочетании с возможностью оперативно реагировать на многочисленные события (в основном — парады, юбилеи и встречи Николая II $ с офицерами) обусловили их доступность и, как следствие, высокую эффективность в качестве одного из средств патриотического воспитания военнослужащих. Фотопортреты царя и членов императорской семьи работы лучших фотографов того времени (Буассона, Эглера, Гана) благодаря их несомненным хуф дожественным достоинствам отражали личное обаяние самодержца и весьма способствовали укреплению его авторитета в войсках. Представляется целесообразным подчеркнуть, что изучаемый исторический период ознаменовался также бурным развитием кинематографа. Небезынтересно, что сначала император настороженно отнесся к популярности кино, * справедливо (и не без участия духовенства), узрев в нем конкурента церкви. Позже специалистам в области укрепления морального духа армейского офицерства удастся переубедить царя. Например, генерал М. Левицкий в своей переписке с Николаем II утверждал, что воздействие кинематографа поможет 1РГВИА. Ф.970. Оп.З. Д.686. Л. 3,22,38,99,100,196. |