Проверяемый текст
Матюшенко, Елена Николаевна; Организационно-правовые основы борьбы милиции РСФСР с преступлениями в сфере экономики в период НЭПА (Диссертация 2003)
[стр. 126]

126 Таким образом, некоторое время основная ставка делалась на получивший относительную самостоятельность уголовный розыск.
Объем работы уголовного розыска, определенной воздействие на который оказала передача ему части функций ВЧК по
производству дознания, значительно увеличился.
В феврале 1922 г.
органы ВЧК были упразднены и при НКВД РСФСР было образовано Государственное политическое управление, в связи с чем на наркомат были возложены задачи по подавлению открытых контрреволюционных мятежей, политическая охрана границ и т.д.275
ГПУ находилось в ведении НКВД РСФСР до ноября 1923 г., когда было создано ОГПУ СССР.276 Таким образом, в результате реорганизации 1922 года уголовный розыск стал представлять собой сложный и разветвленный организм.
Возникла потребность в концентрации сил и средств данных подразделений, в усилении непосредственного взаимодействия между ним и органами ГПУ в борьбе с преступностью.
Выход из сложившегося положения в тех исторических условиях виделся в усилении
нейтралистских начал в руководстве 277 уголовно-розыскными учреждениями.
Централизация уголовно-розыскного аппарата на первых порах создала более благоприятные возможности для единого понимания его задач, компетенции, установления единообразной структуры, проведения общей политики в борьбе с уголовной преступностью.
Несколько улучшилась профессиональная подготовка работников уголовного розыска.
Но в целом разделение функций и задач милиции и уголовного розыска было искусственным.
Вместо одного органа охраны общественного порядка и борьбе с преступностью было создано два.
Разобщенность в руководстве вела к ненужному параллелизму,
275СУ РСФСР.
1922.
Ка 16.
ст.
160.
276СУ РСФСР.
1924.
Ка 12.
ст.
105.
277Докладная записка НКВД РСФСР Президиуму ВЦИК// ГЛРФ.
ф.
393.
оп.
38.
д.
2.
л.
205.
[стр. 56]

При отсутствии достаточно подготовленных кадров работников милиции, работа по производству расследований, наряду с теми многочисленными и весьма разнообразными обязанностями становится непосильной.
Благодаря нерациональным способам использования милиции, она занимается преимущественно разноской пакетов с повестками для вызова в суды, к нарследователям по вручению судебных решений, по вызову для содействия прочим органам власти.
Бывают такие случаи, когда одному милиционеру в месяц приходится разнести до 800 пакетов на расстояние 25-30 верст.
Если к этому прибавить, что все эти расстояния милиционеру приходится делать пешком, то совершенно ясно станет, что никакой другой работы, кроме разноски пакетов, с милиционера спросить больше не придется.97 Объем последней работы станет понятным, если скажем, что в течение 1923/24 отчетного года милицией города Москвы было выполнено поручений по финансовым делам 204.733, по заданию органов НКЮ 111.645 и различных органов прочих ведомств 174.780 поручений.
В предыдущем 1922/23 отчетном году их было всего 382.672, то есть мы видим увеличение в 1923/24 отчетном году увеличение этой работы на 29%.98 Новая экономическая политика, единственно разумная и необходимая в то трудное время, имела и негативную сторону.
Наметился рост преступности, и, прежде всего, преступлений, посягающих на финансовую и экономическую основы государства.
Объем работы уголовного розыска, определенной воздействие на который оказала передача ему части функций ВЧК по
99 производству дознания, значительно увеличился.
97Административный вестник, 1926, № 1, с.
6.
98 А.Учеватов.
Органы дознания и ст.
105 УПК.// Административный вестник, 1926, № 1, с.
42.
99 В феврале 1922 г.
органы ВЧК были упразднены и при НКВД РСФСР было образовано Государственное политическое управление, в связи с чем на наркомат были возложены задачи по подавлению открытых контрреволюционных мятежей, политическая охрана границ и т.
д.

(см СУ РСФСР, 1922, № 16, ст.
160) ГПУ находилось в ведении НКВД РСФСР до ноября 1923 г., когда было создано ОГПУ СССР (см.
СУ РСФСР, 1924, № 12, ст.
105).


[стр.,57]

Уголовный розыск стал представлять собой сложный и разветвленный организм.
Возникла потребность в концентрации сил и средств данных подразделений, в усилении непосредственного взаимодействия между ним и органами ГПУ в борьбе с преступностью.
Выход из сложившегося положения в тех исторических условиях виделся в усилении
централистских начал в руководстве уголовно-розыскными учреждениями.100 Вот как были охарактеризованы проблемы милиции в одном из документов 1922 г.: «Трудности работы по милиции заключаются в том, что милиция не смогла выявить существо своего назначения.
а) Инструкция о Рабоче-Крестьянской милиции, подписанная бывшим наркомом внутренних дел Петровским и определявшая более или менее точно функции милиции, по объективным условиям нашей действительности не привилась.
б) До последнего момента милиция не имела точно очерченного круга обязанностей, который то расширялся, то суживался, в особенности на протяжении последнего года, в силу целого ряда постановлений центральных органов власти, а равно и местных исполкомов.
в) Многочисленность функций и неустойчивость их исключали возможность говорить о твердом и положительном уставе для милиции, что создавало безответственность при несении службы.
Выводы: нужно выработать «Положение» о милиции, которое прочно и детально определило бы назначение ее и которое оградило бы милицию от различного понимания и толкования основных ее функций».101 10 апреля 1922 г.
в целях усиления борьбы с преступностью приказом наркома внутренних дел Ф.Э.
Дзержинского уголовный розыск организационно был выделен из милиции.
Отдел уголовного розыска ГУМ НКВД РСФСР был реорганизован в Управление уголовного розыска НКВД РСФСР.
На местах 100Докладная записка НКВД РСФСР Президиуму ВЦИК (ГЛРФ, ф.
393, оп.
38, д.
2, л.
205).

101 ГАРФ, ф.
393, оп.
26, д.
206, л.д.
215.


[стр.,58]

наряду с управлениями милиции были образованы управления уголовного розыска.102 Централизация уголовно-розыскного аппарата на первых порах создала более благоприятные возможности для единого понимания его задач, компетенции, установления единообразной структуры, проведения общей политики в борьбе с уголовной преступностью.
Несколько улучшилась профессиональная подготовка работников уголовного розыска.
Но в целом разделение функций и задач милиции и уголовного розыска было искусственным.
Вместо одного органа охраны общественного порядка и борьбе с преступностью было создано два.
Разобщенность в руководстве вела к ненужному параллелизму,
несогласованности, отсутствию должного взаимодействия между милицией и уголовным розыском в решении единых по сути задач.
Следует согласиться с тем, что выделение уголовного розыска из милиции в целом отрицательно сказалось на работе и милиции и уголовного розыска.103 Впоследствии сама жизнь показала, что в целях усиления координации между милицией и уголовным розыском в борьбе с преступностью, повышения ее эффективности объединение данных аппаратов необходимо.
Управление уголовного розыска состояло из общего, административноорганизационного, научно-технического, активного отделов, а также секретариата и центрального питомника служебных собак.
Приказом Центророзыска от 29 сентября 1922 г.
были утверждены штаты местных аппаратов уголовного розыска.
Для губернских (областных) управлений уголовного розыска, каждое из которых состояло из активного и секретного отделов учреждалось несколько разрядов.104 Активный отдел был создан в конце 1922 г.
«в целях развития практического содействия местам и руководства активной работой».105 А его 102ГАРФ, ф.
393, оп.
26, д.
39, л.
200; оп.
38, д.
6, л.
1-2.
103См.
подробнее: Из истории милиции Советской Украины.
Киев, 1965, с.
37 ,м ГАРФ,ф.
393, оп.
38,д.5,лл.
61-63.

[Back]