Проверяемый текст
Скрынников, Игорь Анатольевич; Укрепление законности и правопорядка в условиях кризиса политики военного коммунизма и перехода к новой экономической политике, 1920-1923 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 44]

44 Таким образом, введение НЭПа потребовало основательного пересмотра правовой политики, необходимость изменения которой (в соответствии с реалиями времени) объективно назрела.
Годы лишений и массовых репрессий подорвали авторитет власти большевиков у населения.
Установившаяся военнокоммунистическая правовая система не оправдала себя.
Она не поддерживалась массами.
Неэффективность прежних подходов, при которых, всякое отстаивание каких-либо прав немедленно получало политическую оценку, когда даже для «гегемона» забастовка объявлялась «политической провокацией», «орудием контрреволюции»,
96 обуславливала развитие массового антибольшевистского движения.
Неспособность революционной законности, выстроенной не на юридических, а на политических принципах, обеспечить стабильность правовых отношений, потребовала установления нового правопорядка, учитывающего общепризнанные правовые элементы (общезначимость, общеобязательность, гарантированность и т.д.).

Переход к новой экономической политике повлек за собой коренные экономические реформы, направленные на формирование рыночной инфраструктуры.
Поэтому, прежде чем приступать к рассмотрению указанной проблемы необходимо определиться с понятием «рыночная инфраструктура.
Есть множество мнений по данному вопросу, но в нашей диссертации мы будем исходить из определения В.М.Курицьша, который считает, что под формированием рыночной инфраструктуры следует понимать «упорядочение денежного обращения, создание рынка капитала, рабочей силы, товарных бирж, бирж труда и т.д.».97 Таким образом, начавшийся в конце 1921 г.
поворот во внутренней политике, заключался в частичной реабилитации традиционных правовых 96О профсоюзном движении// Вестник агитации и пропаганды.
1920.
№2.
С.
24.

97Курицын В.М.
Переход к НЭПу п проблемы законности: новое прочтение// Право и жизнь.
1992.
№1.
с.
141.
[стр. 105]

определенной беспорядочности принятия государством решений по вопросам правовой регламентации в L920-1921гг.
Об этом, к примеру, свидетельствует постановление СТО «Об усилении наказания за нарушение правил пользования железнодорожным транспортом» от 15 апреля 1921 г., подписанное В.И.
Лениным.
В соответствие с ним, лица, «едущие на паровозах и тормозных площадках», могли быть заключены в концентрационный лагерь сроком до 5 лет.
Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с явным несоответствием наказания характеру и тяжести действий далеких от преступления.
Предусматривалось даже наказание к пожизненному лишению свободы/51 Определенный выход из тупика схоластических споров о природе социалистической законности и противоречий в законодательной практике, на наш взгляд, был найден лишь под влиянием радикально изменившейся внутриполитической обстановки.
Важный этап в развитии советского права начался с 1921 года, в связи со вступлением страны в полосу новой экономической политики.
Введение НЭПа сопровождалось основательным пересмотром правовой политики, необходимость изменения которой (в соответствии с реалиями времени) объективно назрела.
Годы лишений и массовых репрессий подорвали авторитет власти большевиков у населения.
Установившаяся военнокоммунистическая правовая система не оправдала себя.
Она не поддерживалась массами.
Неэффективность прежних подходов, при которых, всякое отстаивание каких-либо прав немедленно получало политическую оценку, когда даже для «гегемона» забастовка объявлялась «политической провокацией», «орудием контрреволюции»,2'2
обуславливала развитие массового антибольшевистского движения.
250 Ш аргородский М.Д.
Наказание по советскому уголовному праву.
С.
407.
251 Там же.
С.
78.
252 О профсоюзном движении// Вестник агитации и пропаганды.
1920.
№ 2.
С.
24.

105

[стр.,106]

Неспособность революционной законности, выстроенной не на юридических, а на политических принципах, обеспечить стабильность правовых отношений, потребовала установления нового правопорядка, учитывающего общепризнанные правовые элементы (общезначимость, общеобязательность, гарантированность и т.д.)Данный процесс, начавшийся в конце 1921 г., заключался в частичной реабилитации традиционных правовых теорий, концепций, институтов, в том числе и института законности.
Он также облегчался тем, что к этому времени накопилось большое количество циркуляров, приказов, инструкций регулирующих разные вопросы в области правовых отношений.
Однако основное значение в данном плане имела все же потребность в восстановлении экономики, в развитии новых экономических отношений, в расширении торговых и прочих связей с зарубежными странами.
«Бесправный режим и система произвола тормозят возрождение ус*! экономики».
' Понимание этой очевидной, хотя и не вполне приятной для власти истины потребовало новых подходов, породив призыв к укреплению уже не революционной, а социатистической законности.
После первых декретов (о правопоражении,254 о порядке наложения административных взысканий), отразивших своего рода переломный момент в эволюции советского законодательства большевики были вынуждены перейти к решениям качественно иного рода.
При этом особенно большое значение имели законы, регламентировавшие переход от продразверстки к продналогу и свободному товарообмену.
Среди них выделим декрет ВЦИК «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, 256 охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР» (май 1922 г.).
106 253 Сорокин П.А.
Современное состояние России//Н овы й мир.
1992.
№ 4.
С.203.
254 См.: Д екрет СНК от 5.05.1921.
255 СУ РСФ СР.
1921.
№ 52.
Ст.ЗЮ .
256 СУ РСФСР.
1922.
№ 36.
Ст.423.

[Back]