Проверяемый текст
[стр. 16]

В-четвертых, признание необходимости трансформации капитализма посредством реформ в посткапитализм, которое должно быть обеспечено активным государственным вмешательством и распространением социального контроля над бизнесом.
В выделенных характеристиках институционального подхода можно видеть его нацеленность на выработку альтернативной методологии (или «новой политэкономии») в изучении экономических явлений, отвергающей важнейшие исходные постулаты классической и неоклассической школ.
В этом своем качестве его можно рассматривать как реакцию на нарастающий диктат принципа рациональности в экономической теории, на пренебрежение многоликой конкретноисторической средой, в которой реально происходят хозяйственные процессы, на недооценку роли неэкономических факторов .
При этом отметим, что само выделение экономики как автономной и к тому же решающей области человеческого бытия выступает одним из наиболее ярких проявлений западного менталитета и западного цивилизационного устройства.

По этому поводу А.
С.
Агаджанян пишет: «Выделение экономических отношений из всей суммы общественных связей особенность западного менталитета Нового времени, когда хозяйство стало наделяться и теоретически, и в массовом сознании такими закономерностями, которые в значительной степени независимы от прочих сфер жизни, и когда сложился тип Ьото оесопопйсиз, ориентированный на материальное преуспеяние.
То, что западноцентристскому мышлению кажется универсалией, есть на самом деле превращенная в схему уникальность западной культуры последних трех-четырех столетий» [16].
Но оно не столь бесспорно с точки зрения других цивилизаций.
В этом смысле институциональное течение в современной экономической мысли в большей степени отражает само многообразие общественно-экономического и
цивилизационною устройства
[стр. 11]

п формализованных доказательств опереться на изучение реальных форм организации экономической жизни в их конкретно-эмпирической и национально-специфической определенности.
В-четвертых* признание необходимости трансформации капитализма посредством реформ в посткапитализм, которое должно быть обеспечено активным государственным вмешательством и распространением социального контроля над бизнесом
[36, с.
90].
В выделенных характеристиках институционального подхода можно видеть его нацеленность на выработку альтернативной методологии (или «новой политэкономии») в изучении экономических явлений, отвергающей важнейшие исходные постулаты классической и неоклассической школ.
В этом своем качестве его можно рассматривать как реакцию на нарастающий диктат принципа рациональности в экономической теории, на пренебрежение многоликой конкретно-исторической средой, в которой реально происходят хозяйственные процессы, на недооценку роли неэкономических факторов.
При этом отметим, что само выделение экономики как автономной и к тому же решающей области человеческого бытия выступает одним из наиболее ярких проявлений западного менталитета и западного цивилизационного устройства
[7, с.
205].
Но оно не столь бесспорно с точки зрения других цивилизаций.
В этом смысле институциональное течение в современной экономической мысли в большей степени отражает само многообразие общественно-экономического и
цивилизационного устройства в мире.
Некоторыми историками экономической мысли институционализм рассматривается как чисто американское изобретение, которое должно оцениваться как американский вклад в экономическую теорию.
Однако стоит напомнить и о том, что аналогичные подходы еще ранее зародились в недрах исторических школ самых разных стран, так же, как и развивались русскими народниками.
Последние не использовали понятие «эконо

[Back]