Проверяемый текст
Варяник, Андрей Алексеевич; Прекращение публичного уголовного преследования (дела) по нереабилитирующим основаниям: проблемы нормативного регулирования и правоприменения (Диссертация 2005)
[стр. 202]

Уже давно признано, что проблема возмещения вреда, причиненного при совершении преступлений, по предмету и методу регулирования является гражданско-правовой проблемой возмещения ущерба от правонарушений вообще1.
Поэтому правомерно полагать, что между лицом, совершившим преступное деяние и причинившим им какой-либо вред, и потерпевшим возникает деликтное обязательство, которое, как правило, служит основанием для предъявления гражданского иска в уголовном процессе и вынесения по нему судом решения одновременно с постановлением приговора (п.
1 ч.
1 ст.
309 УПК РФ).

Как правильно отмечается в ряде источников, процедура, предусмотренная статьями 25 и 28 УПК РФ, может рассматриваться в качестве самостоятельного способа возмещения вреда, причиненного преступлением или, иначе говоря, способом выполнения гражданско-правового деликтного обязательства3.
В
случае, предусмотренном ст.
76 УК РФ и ст.
25 УПК РФ, причинитель вреда возмещает его добровольно, что прекращает деликтное обязательство 1Донцов С.Е., Глянцев В.В.
Возмещение вреда по советскому законодательству.
М., 1990.
С.
131; Иоффе О.С.
Обязательства по возмещению вреда.
Ленинград, 1952.
С.
65; Рябчук
В.Н.
Освобождение от ответственности в связи с социально одобряемым поведением правонарушителя //
Правоведение.
1989.
№ 1.
С.
63-72.
2 Уголовный процесс России: Учебник / A.C.
Александров, H.H.
Ковтун, М.П.
Поляков, С.П.
Сереброва; Научи, ред.
В.Т.
Томин.
М.: Юрайт-Издат, 2003.
С.
130;
Варяник A.A.
Прекращение публичного уголовного преследования (дела) по нереабилитирующим основаниям: Учебное пособие.
Ростов-на-Дону, 2005.
С.
95; Зорин А.И.
Гражданский иск в уголовном процессе: Автореф.
дис....
канд.
юрид.
наук.
Екатеринбург, 2005.
С.
9.
3 Как отмечается в п.
20 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 14 февраля 2000 г.
№ 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», судам необходимо иметь в виду, что
па правоотношения, возникающие вследствие причинения морального вреда в результате преступных действий, распространяются общие правила § 1 главы 59 ГК РФ, в частности, предусмотренные статьей 1074 ГК РФ.
См.: Бюллетень Верховного Суда РФ.
2000.
№ 4.
С.
12.
[стр. 11]

и произведено только с согласия потерпевшего.
Исключение может быть сделано только для того порядка прекращения уголовного преследования, который предусмотрен ч.
2 ст.
75 УК РФ и ч.
2 ст.
28 УПК РФ.
10.
Процедура, урегулированная статьями 25 и 28 УПК РФ, может рассматриваться в качестве самостоятельного способа возмещения вреда от преступления или способом выполнения гражданско-правового деликтного обязательства, возникшего из неправомерного причинения вреда.
11.
Автор делает предложения, направленные на совершенствование законодательства: 1) Внести в ч.
2 ст.
239 УПК дополнение о том, что судья вправе прекратить уголовное дело при наличии основания, предусмотренного ч.
1 ст.
427 УПК, по ходатайству стороны или по своей инициативе.
2) Прокурор вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование несовершеннолетнего обвиняемого по основанию, указанному в ч.
1 ст.
427 УПК, по результатам изучения уголовного дела, поступившего ему с обвинительным актом в порядке ст.
226 УПК РФ.
Поэтому п.
3 ч.
1 ст.
226 УПК надо изложить в такой редакции: «о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично».
Теоретическая значимость исследования.
Разработанные автором положения обогащают теорию процессуальной науки и в своей совокупности создают теоретико-методологические предпосылки для решения ряда дискуссионных проблем, связанных с пониманием сущности и назначения правового института прекращения публичного уголовного преследования по нерсабилитирующим основаниям.
Делаются обобщающие суждения, направленные на корректировку процедуры прекращения уголовного преследования по некоторым из нереабилитирующих оснований.


[стр.,133]

133 Полагаем, что прекращение уголовного преследования по рассматриваемому основанию, как правило, должно сопровождаться деятельным раскаянием подозреваемого, обвиняемого.
Прежде всего подозреваемый или обвиняемый должен признать себя виновным и чистосердечно раскаяться в содеянном; активно содействовать органам предварительного расследования в установлении истины по делу.
А главное устранить отрицательные последствия преступления: возместить ущерб, загладить причиненный вред.
В юридической литературе преобладающей является точка зрения, согласно которой причиненный вред, во-первых, обязательно158 должен быть заглажен, а во-вторых, всегда должен быть заглажен полностью, а не частично.
Иными словами, при отсутствии факта заглаживания вреда, как и при его частичном заглаживании, применение ст.
76 УК РФ якобы 159 исключено .
Вместе с тем, уже давно признано, что проблема возмещения вреда, причиненного при совершении преступлений, по предмету и методу регулирования является гражданско-правовой проблемой возмещения ущерба от правонарушений вообще160.
Поэтому правомерно полагать, что между лицом, совершившим преступное деяние и причинившим им какойлибо вред, и потерпевшим возникает деликтное обязательство, которое, как правило, служит основанием для предъявления гражданского иска в уголовном процессе и вынесения по нему судом решения одновременно с постановлением приговора (п.
1 ч.
1 ст, 309 УПК РФ).

1 5 8См.
напр.: Комментарий к УПК РФ / Отв.
ред.
В.И.
Радченко; Под ред.
В.Т.
Томина.
5-ое изд., перераб.
и доп.
М.: Юрайт, 2003.
С.
47.
1 5 9См.
наир.: Российское уголовное право.
Общая часть / Под ред.
В.И.
Кудрявцева, Л.В.
Наумова.
М„ 1997.С.
352.
t60Донцов С.Е., Глянцев В.В.
Возмещение вреда по советскому законодательству.
М., 1990.
С.
131; Иоффе О.С.
Обязательства по возмещению вреда.
Ленинград, 1952.
С.
65; Рябчук
В.И.
Освобождение от ответственности в связи с социально одобряемым поведением правонарушителя
ИПравоведение.
1989.
-№ 1.
С.
63-72.


[стр.,134]

134 Как правильно отмечается в ряде источников, процедура, предусмотренная статьями 25 и 28 УПК может рассматриваться в качестве самостоятельного способа возмещения вреда, причиненного преступлением161 или, иначе говоря, способом выполнения граж данскоправового деликтного обязательства162.
В случае, предусмотренном ст.
76 УК и ст.
25 УПК, причинитель вреда возмещает его добровольно, что прекращает деликтное обязательство исполнением (ст.
408 ГК РФ) и, кроме того, освобождает (при наличии других элементов материально-правого состава) это лицо от реализации уголовной ответственности в виде наказания.
Именно в связи с этим при анализе уголовно-процессуального института «примирение сторон» (в не меньшей степени, как и при анализе института «гражданского иска в уголовном деле») допустимо использование гражданско-правовых категорий.
Общепринято считать, что в рамках уголовного дела можно ставить вопрос о возмещении трех видов вреда физического, имущественного и морального.
Причем некоторые авторы не без основания выделяют в понятии морального вреда моральный вред в строгом смысле и «квазиморальный вред» в виде вреда деловой репутации юридическому лицу, признанному потерпевшим по делу163.
Термин “заглаживание” в отличие от “возмещения” указывает на значительную степень свободы усмотрения в определении способов и 1 6 1 Уголовный процесс России: Учебник / Науч.
ред.
В.Т.
Томин, М.: Юрайт, 2003.
—С.
130.

162Как отмечается в п.
20 Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 14.02.2000г.
№ 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», судам необходимо иметь в виду, что
на правоотношения, возникающие вследствие причинения морального вреда в результате преступных действий, распространяются общие правила § 1главы 59 ГК РФ, в частности предусмотренные статьей 1074 ГК РФ.
См.: Бюллетень Верховного Суда РФ.
2000.
№ 4.
С.
12.

163См.: Головко Л.В, Указ.
соч.
—С.
462-463.

[Back]