Проверяемый текст
Жимиров, Вадим Николаевич; Юридический функционализм (Диссертация 2005)
[стр. 25]

25 утверждение отнюдь не означает, что функциональный подход не применялся мыслителями на более ранних стадиях социально-политического развития.
В большей или меньшей степени различные проявления функционального подхода в вышеуказанном его понимании начинают прослеживаются уже в античный период.
В частности Платон и Аристотель, не используя непосредственно категорию «функция», тем не менее, выявляли сущность государства, его смысл и социальное назначение через определенные виды деятельности осуществляемой как отдельными органами, так и всей политической организацией в целом.
Платон, к примеру, усматривал функциональное назначение государства и права в достижении единой цели блага всего полиса.
Философ выстраивал теоретическую модель идеального государства, вся деятельность которого направлена на достижение счастливого существования причем «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в
целом»1.
Вместе с тем в теоретической конструкции Платона можно усмотреть и другие, некие вспомогательные направления государственной деятельности.
К ним можно, например, отнести поддержание определенного экономического благосостояния населения.
При этом мыслитель исходит из того, что государством должен устанавливаться некий социальный баланс путем «устранения богатства и бедности», так как «Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств к низостям и злодеяниям» .
Кроме того, идеальным государством должна осуществляться такая функция как поддержание территориальной целостности.
«Государство можно
увеличивать до тех пор, пока оно не перестает быть единым, но не более того».
В соответствии с данным положением на государство возлагается задача следить за тем, что бы оно «было не слишком малым, но и не мнимо
1Платон.
Собрание сочинений в 4-х Т.
Т.
3.
М.: Мысль, 1994.
С.
189.

2Там же.
С.
191.
[стр. 33]

лее ранних стадиях социально-политического развития.
Поэтому при рассмотрении эволюции функционального подхода в исследовании политикоправовых явлений, понятие «функция» (от лат.
functio) целесообразно рассматривать в его буквальной, изначальной трактовке, как отправление, или как определенную деятельность.1 В большей или меньшей степени различные проявления функционального подхода в вышеуказанном его понимании начинают прослеживаются уже в античный период.
В частности Платон и Аристотель, не используя непосредственно категорию «функция», тем не менее, выявляли сущность государства, его смысл и социальное назначение через определенные виды деятельности осуществляемой как отдельными органами, так и всей политической организацией в целом.
Платон, к примеру, усматривал функциональное назначение государства и права в достижении единой цели блага всего полиса.
Философ выстраивал теоретическую модель идеального государства, вся деятельность которого направлена на достижение счастливого существования причем «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в
целом»2.
Вместе с тем в теоретической конструкции Платона можно усмотреть и другие, некие вспомогательные направления государственной деятельности.
К ним можно, например, отнести поддержание определенного экономического благосостояния населения.
При этом мыслитель исходит из того, что государством должен устанавливаться некий социальный баланс путем «устранения богатства и бедности», так как «Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств к низостям и злодеяниям»3.
Кроме того, идеальным государством должна осуществляться такая функция как поддержание территориальной целостности.
«Государство можно
увели1Словарь иностранных слов.
М., 1955.
С.
755.
2 Платон.
Собрание сочинений в 4-х Т.
Т.
3.
М.: М ысль, 1994.
С.
189.

3 Там же.
С.
191.
33

[стр.,34]

чивать до тех пор, пока оно не перестает быть единым, но не более того».
В соответствии с данным положением на государство возлагается задача следить за тем, что бы оно «было не слишком малым, но и не мнимо
большим оно должно быть достаточным и единым»1.
В идеальном государстве Платона немаловажными являются воспитание и обучение.
Особое же место отводится государственной деятельности по правовому воспитанию и обеспечению законности в государстве (прообраз правоохранительной функции).
По мнению мыслителя «...
нарушение законов причиняет именно тот вред, что, малопомалу внедряясь, потихоньку проникает в нравы и навыки, а оттуда, уже в более крупных размерах, распространяется на деловые взаимоотношения граждан и посягает даже на сами законы и государственное устройство, притом...
с величайшей распущенностью, в конце концов переворачивая все вверх дном как в частной, так и в семейной жизни»2.
«Следовательно...
заключает Платон, даже игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, не возможно вырастить из них серьезных, законопослушных граждан»3.
Кроме вышеизложенного, в качестве важнейшего направления государственной деятельности философ выделяет защиту государства от нападений извне4 и т.д.
Таким образом, в учении Платона о государстве наряду с выделением основного (главного) направления государственной деятельности, заключающемся в достижении общего блага, усматриваются и предпосылки дифференциального подхода к проблеме функционального аспекта государственной деятельности.
Конечно следует учитывать тот факт, что такое понимание целенаправленной деятельности политической организации общества еще в доста1Там же.
С.
1 9 2 193..
2 Там же.
С.
194.
3 Там же.
4 Там же.
С.
244.
34

[Back]