26 большим оно должно быть достаточным и единым»1. В идеальном государстве Платона немаловажными являются воспитание и обучение. Особое же место отводится государственной деятельности по правовому воспитанию и обеспечению законности в государстве (прообраз правоохранительной функции). По мнению мыслителя «... нарушение законов причиняет именно тот вред, что, мало-помалу внедряясь, потихоньку проникает в нравы и навыки, а оттуда, уже в более крупных размерах, распространяется на деловые взаимоотношения граждан и посягает даже на сами законы и государственное устройство, при том... с величайшей распущенностью, в конце концов переворачивая все вверх дном как в частной, так и в семейной жизни»2. «Следовательно... заключает Платон, даже игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, не возможно вырастить из них серьезных, законопослушных граждан»3. Кроме вышеизложенного, в качестве важнейшего направления государственной деятельности философ выделяет защиту государства от нападений извне4 и т.д. Таким образом, в учении Платона о государстве наряду с выделением основного (главного) направления государственной деятельности, заключающемся в достижении общего блага, усматриваются и предпосылки дифференциального подхода к проблеме функционального аспекта государственной деятельности. Конечно следует учитывать тот факт, что такое понимание целенаправленной деятельности политической организации общества еще в достаточной степени примитивно с точки зрения функционально-системного и структурно-функционального подходов в современной их трактовке и, естественно, не может рассматриваться иначе чем 1Там же. С. 192 193. 2Там же. С. 194. 3Там же. 4Там же. С. 244. |
чивать до тех пор, пока оно не перестает быть единым, но не более того». В соответствии с данным положением на государство возлагается задача следить за тем, что бы оно «было не слишком малым, но и не мнимо большим оно должно быть достаточным и единым»1. В идеальном государстве Платона немаловажными являются воспитание и обучение. Особое же место отводится государственной деятельности по правовому воспитанию и обеспечению законности в государстве (прообраз правоохранительной функции). По мнению мыслителя «... нарушение законов причиняет именно тот вред, что, малопомалу внедряясь, потихоньку проникает в нравы и навыки, а оттуда, уже в более крупных размерах, распространяется на деловые взаимоотношения граждан и посягает даже на сами законы и государственное устройство, притом... с величайшей распущенностью, в конце концов переворачивая все вверх дном как в частной, так и в семейной жизни»2. «Следовательно... заключает Платон, даже игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, не возможно вырастить из них серьезных, законопослушных граждан»3. Кроме вышеизложенного, в качестве важнейшего направления государственной деятельности философ выделяет защиту государства от нападений извне4 и т.д. Таким образом, в учении Платона о государстве наряду с выделением основного (главного) направления государственной деятельности, заключающемся в достижении общего блага, усматриваются и предпосылки дифференциального подхода к проблеме функционального аспекта государственной деятельности. Конечно следует учитывать тот факт, что такое понимание целенаправленной деятельности политической организации общества еще в доста1Там же. С. 1 9 2 193.. 2 Там же. С. 194. 3 Там же. 4 Там же. С. 244. 34 точной степени примитивно с точки зрения функционально-системного и структурно-функционального подходов в современной их трактовке и, естественно, не может рассматриваться иначе чем с точки зрения формирования идейно теоретических предпосылок функционального подхода в теории государства. Более четко основы функционально-системного подхода к государству прослеживается в политико-правовом учении Аристотеля. В своем труде «Политика» Аристотель, так же как и Платон, усматривает основное функциональное назначение государства в достижении общего блага. «Поскольку, как мы видим, пишет философ, всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет ввиду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся... к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим»1. Аристотель рассматривает государство как некую первичную систему, в качестве элементов которой выступают отдельный человек и семья. Семья в свою очередь, так же состоит из элементов, совокупность которых составляет ее организацию. Совершенную семью составляют такие два основных элемента как: рабы и свободные люди2. «Мельчайшими частями» семьи являются господин и раб, муж и жена, отец и дети. При этом каждый из данных элементов имеет свои функциональные особенности, а кроме того между ними существует определенная связь, что собственно и позволяет охарактеризовать целое как организацию или систему. «Отношения, существующие между тремя ука35 1Аристотель. Соч. в 4 Т. Т. 4. М., 1983. С. 376. 2Там же. С. 380. |