Проверяемый текст
Лукьянова, Елена Геннадьевна; Процессуальное право и его место в структуре права (Диссертация 2000)
[стр. 49]

развития, в ход этого развития могут вмешаться дестабилизирующие факторы.
Те или иные конкретные социальные отношения могут оказаться в состоянии конфликта, наиболее яркая формы проявления которого преступление.
И в таком случае встает проблема его урегулирования.
Поэтому на определенном этапе развития общество в лице своих властных структур (законодательных и исполнительных (правоохранительных) органов) стремится не только установить правовые программы поведения в виде прав и свобод, обязанностей, запретов, мер юридической ответственности и поощрения, потенциальным участникам общественно значимых ситуаций и создавать всевозможные условия для адекватной реализации правил поведения, но и вынуждено также предусмотреть оптимальный способ целесообразного разрешения того или иного возможного конфликтного отношения.
Государство обязано оградить от случая и произвола, обеспечить независимо от
обстоятельств нормальные ход и развитие социальных отношений, а в случае конфликта (в частности, совершения преступления) обеспечить его разрешение в заранее установленном порядке.
Подобного рода регулирование, как всякая сложная целенаправленная деятельность, при ближайшем рассмотрении разлагается на целый ряд отношений, каждое из которых в структуре социальной действительности рано или поздно становится самостоятельным предметом правового регулирования.
Таким образом, исторически из необходимости упорядочить с помощью специальных юридических средств определенную часть отношений,
опосредующих разрешение и устранение конфликтных проявлений материальных (прежде всего, уголовно-правовых) отношений, возникает особая форма государственной деятельности процессуальная (уголовнопроцессуальная) деятельность.
В результате развития, в частности в результате действия законов дифференциации и специализации,
данная форма деятельности становится прерогативой и начинает осуществляться так называемыми
[стр. 62]

проблема их урегулирования.
Вот почему на известном этапе своего развития общество, прежде всего в лице законодателя и правоохранительных органов стремится не только устанавливать «правовые программы» поведения (в виде прав, свобод, обязанностей, запретов, мер юридической ответственности и поощрения) потенциальным участникам общественно-значимых ситуаций и создавать всевозможные условия для адекватной реализации этих программ, но вынуждено также предусмотреть и найти оптимальный способ законного и обоснованного разрешения того или иного возможного конфликтного отношения (в том числе и отношения, не закрепленного нормами материального права).
Законодатель не всегда в состоянии оперативно реагировать на динамику изменений общественных отношений и вносить соответствующие новации в закон.
С другой стороны, отсутствие или пробел в законе, или недостаточная правовая регламентация общественных отношений, не исключает, а наоборот интегрирует возможность конфликта.
И этот конфликт необходимо разрешить, чтобы в обществе не накапливалась социальная напряженность, которая при достижении некоей критической массы может привести к социальному взрыву.
Следовательно, государство обязано оградить от случая и произвола, обеспечить независимость от каких бы то ни было обстоятельств нормальное течение санкционированных отношений, а в случае конфликта обеспечить, в заранее установленном порядке, их доведение до гарантированного результата.
Подобное государственное вмешательство требуется в следующих случаях, которые я определю общим понятием «правовая аномалия1 ».
Правовые аномалии это различного рода помехи в правовом регулировании общественных отношений.
Правовая аномалия это, обусловленное различными факторами объективного и субъективного 1 Правовую аномалию необходимо отличать от социальной патологии поведения, которая связывается с антиобщественным поведением тех или иных субъектов и, в отличие от правовой аномалии, может быть обусловлена факторами только субъективного, а не объективного порядка.
Подробнее см.: В.
Н.
Кудрявцев.
Правовое поведение: норма и патология.
М., 1982, с.
34-36.


[стр.,66]

структуре социальной действительности рано или поздно становится самостоятельным предметом общего правового регулирования.
Однако законодатель не стремится (и не должен стремиться) упорядочить все без исключения отношения, возникающие в процессе индивидуального правового регулирования.
Если на первом этапе эти отношения несовершенны как несовершенно правосознание законодателя, то со временем законодатель приходит к пониманию того, что чрезмерная регламентация порой приводит к обратному эффекту: в лабиринте заурегулированной структуры на первом месте стоит не разрешение правовой аномалии, конфликта, а соблюдение регламента.
Таким образом, исторически из необходимости упорядочить с помощью специальных юридических средств определенную часть отношений
процесса индивидуально-правового регулирования аномальных, конфликтных проявлений материальных отношений, а с возрастанием роли и значения юридической формы, преимущественно материальноправовых отношений, возникает особая форма государственной деятельности процессуальная деятельность (процесс).
В результате развития, в частности, в результате действия законов дифференциации и специализации,
обозначенная форма деятельности, кстати сказать, дополняющая за счет индивидуализации правовых требований и, обогащающая за счет учета индивидуальных особенностей как коллизии, так и ее участников, общее нормативно-правовое регулирование становится прерогативой и начинает осуществляться так называемыми юрисдикционными, и, главным образом, судебными органами.
66

[Back]