Проверяемый текст
Валеева, Роза Алексеевна; Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века (Диссертация 1997)
[стр. 100]

тельности.
Винекен считал, что красота стимулирует учащихся к активной умственной деятельности, нравственному и физическому совершенствованию, воспитывает чувства гуманизма, любви к родине и уважения к другим народам.
Увлечение художественным воспитанием было присуще многим реформаторским школам начала XX века.
При этом воспитание при помощи искусств вовсе не означало замены нравственных идеалов эстетическими.
Влияя на сферу человеческих чувств, художественное воспитание способствует освобождению их от низменных инстинктов, развивает деликатность, уступчивость, смягчает нравы, рождает стремление к более высокой достойной жизни.
Однако это все возможно лишь при соединении процесса формирования эстетического вкуса с практической художественной деятельностью самих детей.
Поскольку Виккерсдорф был своеобразным свободным островом новой культуры молодежи, то вполне понятно обращение членов общины к искусству, которое пронизывало учебный процесс и внеучебное время.
Надо
отметить, что занятиями по искусству руководили талантливые педагоги.
Так, занятия по изобразительному искусству вел художник-пейзажист Фриц Хафнер, музыкальными занятиями руководил композитор А.Хальш, литературными чтениями автор книг по искусству и эстетике Мартин Лузерке.

Формы организации художественно-творческой деятельности в Виккерсдорфе
были самыми разнообразными.
Особое место занимали школьный театр и драматизация.
Драматизация представляла собой художественное чтение произведений классической литературы и поэзии и постановку на сцене пьес Шекспира, Шиллера, Мольера.
К подбору произведений относились весьма критически, выбирая лишь те пьесы и отрывки, в которых все действие было подчинено какой-то одной благородной мысли или идее, которые могли бы иметь место в реальной жизни.
Учитывалось также, чтобы в спектакле участвовало как можно больше учащихся.

Ино100
[стр. 246]

246 знания и способности абстрактного и математического мышления, так и мышление образами, необходимое для жизни.
Последнее они считают задачей первостепенной важности в деле воспитания.
Рассмотрим подробнее механизмы организации художественно-творческой деятельности детей в рассматриваемых воспитательных учреждениях.
«Искусство в духовной жизни молодежи, писал Г.Винекен, имеет более важное значение, чем в жизни взрослых; прежде всего оно составляет для молодежи не роскошь, а жизненную потребность.
Поэтому молодежь способна к высшему, чистейшему и сильнейшему восприятию художественных ценностей, в этом ее предназначение.
И выдвигая искусство как центр духовной жизни Свободной школьной общины, она отдает должное как искусству, так и молодежи» (95, с.
41).
Винекен считал, что красота стимулирует учащихся к активной умственной деятельности, нравственному и физическому совершенствованию, воспитывает чувства гуманизма, любви к родине и уважения к другим народам.
Увлечение художественным воспитанием было присуще многим реформаторским школам начала XX века.
При этом воспитание при помощи искусств вовсе не означало замены нравственных идеалов эстетическими.
Влияя на сферу человеческих чувств, художественное воспитание способствует освобождению их от низменных инстинктов, развивает деликатность, уступчивость, смягчает нравы, рождает стремление к более высокой достойной жизни.
Однако это все возможно лишь при соединении процесса формирования эстетического вкуса с практической художественной деятельностью самих детей.
Поскольку Виккерсдорф был своеобразным свободным островом новой культуры молодежи, то вполне понятно обращение членов общины к искусству, которое пронизывало учебный процесс и внеучебное время.
Надо
246

[стр.,247]

247 отметить, что занятиями по искусству руководили талантливые педагоги.
Так, занятия по изобразительному искусству вел художник-пейзажист Фриц Хафнер, музыкальными занятиями руководил композитор А.Хальш, литературными чтениями автор книг по искусству и эстетике Мартин Лузерке.

Важными видами художественно-творческой деятельности детей в гуманистических воспитательных учреждениях были театр, музыка, рисование, лепка.
Творчество они рассматривали одной из высших форм гуманизации личности, а театр средством преобразования потенциальных возможностей личности в реально действующие факторы, осуществляющим тем самым актуализацию и развитие творческого потенциала личности.
Именно поэтому школьный театр и драматизация занимали особое место среди форм организации художественно-творческой деятельности в Виккерсдорфе и Саммерхилле.
В Саммерхилле во все годы его существования действовал детский театр.
Обычно зимой каждое воскресенье было театральным днем.
Иногда несколько недель подряд шли на школьной сцене различные спектакли, хотя иногда бывали и перерывы.
Подготовка к спектаклю начиналась с создания его текста.
Традиционно на саммерхилльской сцене ставились только спектакли, сочиненные самими детьми.
Пьесы, написанные учителями, ставились лишь в том случае, если в данный момент не было готового детского текста.
Пьесы для детей, по мнению Нейлла, должны опираться на их мироощущение.
Нельзя заставлять детей играть классические пьесы, содержание которых так далеко от детской жизни, их восприятия и фантазии.
Тем не менее, надо отметить, что долгими зимними вечерами Нейлл иногда читал своим воспитанникам Ибсена, Стринберга, Чехова, Голсуорси.
247

[стр.,248]

Саммерхилльские драматурги были более склонны сочинять комедии, нежели трагедии.
Хотя если вдруг появлялась какая-либо трагедия, она была довольно хорошо сыграна.
Чаще всего писали девочки.
Для пьес младших ребят кульминационным моментом непременно был приказ "Руки вверх!" и гора трупов на сцене.
Четырнадцатилетние девушки писали неплохие пьесы в стихах.
Дети в Саммерхилле не переносили ни известных драматических произведений, ни интеллектуальных текстов, которые часто использовались в других школах.
Хотя никогда не ставили Шекспира, многие их пьесы, отмечает Нейлл, были своеобразной смесью Шекспира и современности, например история Юлия Цезаря в американском гангстерском мире.
Дети не были слишком критичны к творчеству своих товарищей и вели себя гораздо спокойнее публики многих лондонских театров.
В Виккерсдорфе для постановки на сцене использовали пьесы Шекспира, Шиллера, Мольера.
К подбору произведений относились весьма критически, выбирая лишь те пьесы и отрывки, в которых все действие было подчинено какой-то одной благородной мысли или идее, которые могли бы иметь место в реальной жизни.
Учитывалось также, чтобы в спектакле участвовало как можно больше учащихся.

Иногда дети сами сочиняли пьесы, посвященные сценам жизни Виккерсдорфа, которые воспринимались всеми с большим интересом и увлечением.
Репетиции проходили ежедневно по два часа в течение трех недель.
К спектаклю дети самостоятельно готовили хорошие декорации, придумывали и шили костюмы.
Интересно, что даже музыку к спектаклю писали сами воспитанники.
Таким образом, в процесс постановки пьесы включались все творческие товарищества, и плоды их деятельности находили здесь живое воплощение.
По сути дела, в стороне не оставался ни один ребенок, всем находилось дело и каждый в результате знал, что он тоже

[Back]