Проверяемый текст
Валеева, Роза Алексеевна; Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века (Диссертация 1997)
[стр. 105]

Главной функцией самоуправления в школе А.Нейла в Саммерхилле было принятие или модификация законов, которые касались основных правил общежития.
Кроме того, что не менее важно, рассматривались все конфликты, пожелания, жалобы и проблемы детей, т.е.
самоуправление заботилось об утверждении идеи защищенности.
В начале каждого семестра общим голосованием утверждалось время отбоя (разное для детей разного возраста), а также правила общего поведения.
Здесь же избирался спортивный комитет, танцевальный и театральный комитеты, вечерняя служба, следящая за ночной тишиной, и городская служба, следящая за поведением детей вне школы.
Далее рассматривались дела, касавшиеся жалоб и предложений.
Нейлл обращает внимание на то, что субботние общие собрания выявляли обычно различные конфликты между взрослыми и детьми.
В перечне подобных дел встречаются жалобы на старших детей, которые не давали спать после отбоя; на мальчика, который присвоил приготовленную для урока учителем труда доску и смастерил полку; кого-то из детей, которые унесли без спросу глину для занятий.
Все эти жалобы могут показаться отражением своеобразной борьбы между взрослыми и детьми, которая якобы существовала в Саммерхилле.
Однако, по мнению Нейлла, это лишь столкновение взрослой точки зрения и детского видения тех же вещей.
Эти конфликты показывают, что Саммерхилл живет, и ни в коем случае не демонстрируют агрессивности ни со стороны детей, ни со стороны взрослых.
Ненависть к старшим возникает лишь там, где дети не встречают уважения к себе.
Эта неприязнь может в свою очередь вылиться во враждебное отношение к своим сверстникам.
Дети обходились с нарушителями с замечательной беспристрастностью и мудростью и отличались удивительным чувством справедливости.
Вся эта процедура имела несомненное воспитательное значение.
Очень часто, критикуя детей в роли судей, говорят, что они могут быть очень
су105
[стр. 162]

Отказ от наказания в воспитании носит в гуманистической педагогике характер отрицания наказания как одного из видов принуждения, насилия над личностью.
В то же время реальная педагогическая практика никогда не отрицала наказания как такового.
И Нейлл, и Корчак, и Г.Винекен, и Френе, и О.Шпиль использовали различные наказания, однако в их воспитательных системах наказание принимало характер правового акта, который осуществлялся органами детского самоуправления (товарищеский суд у Корчака, общее собрание у Нейлла, Шпиля и Френе, школьная община у Винекена).
Так, общее собрание в Саммерхилле разбирало различные жалобы, которые возникали вследствие нарушения детьми тех или законов общежития, установленных самими детьми.
Причем дети обходились с нарушителями с замечательной беспристрастностью и мудростью и отличались удивительным чувством справедливости.
Вся эта процедура имела несомненное воспитательное значение.
Очень часто, критикуя детей в роли судей, говорят, что они могут быть очень
суровы.
Опыт Саммерхилла утверждает обратное.
За всю его историю дети не приняли ни одного слишком жесткого наказания.
Более того, взыскание было даже связано с характером провинности.
Дети, конечно же, не подозревали о существовании»метода естественных последствий», но поступали в соответствии с ним.
Например, дело четырех мальчиков, которые забрались на лестницу, принадлежавшую строителям.
Собрание решило, что в качестве наказания они должны подниматься и опускаться по лестнице в течение десяти минут без перерыва.
В другом случае двух мальчиков, которые кидались комьями земли, подвергли наказанию привозить тачками землю и разравнивать площадку для игр.
За некоторые проступки следовали автоматические наказания в виде штрафа, лишения карманных денег, запрещения пойти в кино.
К таким на

[Back]