Проверяемый текст
Валеева, Роза Алексеевна; Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века (Диссертация 1997)
[стр. 107]

объявил себя диктатором, и дети быстро поняли, что без привычных уже законов и правил, которые принимаются ими самими, невозможно устроить нормальную жизнь.
Один из мальчиков выразил свой протест по этому поводу тем, что бил окна и сам заявлял об этом, стараясь добиться справедливости рассмотрения дела.
Уже упоминалось, что Нейлл организовал для персонала еженедельные встречи, на которых обсуждались различные проблемы психологии.
Дети почувствовали, что тоже в них нуждаются, особенно те, кому исполнилось двенадцать лет.
Дети попросили Нейлла прочитать им лекции по психологии переходного возраста, психологии краж, психологии толпы, психологии юмора.
Благодаря этим беседам воспитанники Саммерхилла научились понимать свое поведение, осознали педагогические взгляды Нейлла, что приводило к более быстрой адаптации в школе, осознанию ее исключительности по сравнению с другими системами воспитания.
Дети также учились понимать друг друга, быть терпимыми и внимательными.
Старожилы Саммерхилла уже чувствовали, что у тех, кто еще недавно пришел в школу, могут быть эмоциональные взрывы и поэтому обращались с ними очень осторожно.
Понимая, что новым товарищам трудно привыкнуть к свободе и что они могут неверно ее использовать, избегали резкой критики их поведения, что в Саммерхилле считалось элементом демократии.
Если они совершали проступок, дети спрашивали у Нейлла, можно ли подать на новичка в органы самоуправления или он сам с ним разберется в частной беседе.
Кроме трудных случаев, Нейлл последовательно проводил в жизнь правило, что независимо от возраста у каждого было право одного голоса.
Хотя он сознавал, что дети младше двенадцати лет еще не способны принимать самостоятельные решения, поскольку не достигли общественной зрелости и часто голосуют, отталкиваясь лишь от каких-то меркантильных интересов.
Будучи в большинстве, малыши даже могут сорвать разумные
107
[стр. 132]

132 было право одного голоса.
Хотя он сознавал, что дети младше двенадцати лет еще не способны принимать самостоятельные решения, поскольку не достигли общественной зрелости и часто голосуют, отталкиваясь лишь от каких-то меркантильных интересов.
Будучи в большинстве, малыши даже могут сорвать разумные
предложения старших.
Тем не менее, по мнению Нейлла, если уже есть группа старших, руководствующихся идеей добра, можно и нужно разрешать малышам участвовать в обсуждениях на равных правах.
Именно это и есть единственный путь обучения детей с раннего возраста демократическим законам общежития, формирования способности самостоятельно мыслить и принимать самостоятельные решения относительно своих проблем и проблем других людей.
Говоря о значении самоуправления в жизни детского общества, Нейлл отмечал, что школа, в которой нет самоуправления,вообще не может называться прогрессивной.
Поскольку нельзя говорить о свободе ребенка, если детям не предоставлена полная свобода управления своей жизнью.
С вышеназванным правом тесно связано право на самостоятельную организацию собственной жизни, удовлетворению которого также содействовало самоуправление детей.
Несмотря на то, что системы самоуправления в различных воспитательных учреждениях отличались наличием оригинальных элементов, уровнем сложности и многообразия форм деятельности, в целом с ее помощью дети действительно решали задачи организации хозяйственной, социальной и досуговой деятельности в своих школах.
Право ребенка на собственность, декларируемое Корчаком и Нейллом, также можно отнести к этой группе.
В нем требование уважения к личным вещам ребенка и его деньгам.
Каждый имеет право на собственность, не важно, большую или маленькую.
Какой бы собственностью ребенок ни обладал каштаном, сережками или шоколадной оберткой, с ней нужно об

[Back]