Проверяемый текст
Валеева, Роза Алексеевна; Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века (Диссертация 1997)
[стр. 108]

предложения старших.
Тем не менее, по мнению Нейлла, если уже есть группа старших, руководствующихся идеей добра, можно и нужно разрешать малышам участвовать в обсуждениях на равных правах.
Именно это и есть единственный путь обучения детей с раннего возраста демократическим законам общежития, формирования способности самостоятельно мыслить и принимать самостоятельные решения относительно своих проблем и проблем других людей.
Говоря о значении самоуправления в жизни детского общества, Нейлл отмечал, что школа, в которой нет самоуправления, вообще не может называться прогрессивной.
Поскольку нельзя говорить о свободе ребенка, если детям не предоставлена полная свобода управления своей жизнью.
Самоуправление в
Саммерхилле постоянно сталкивалось с вечной и неразрешимой проблемой противостояния личности и коллектива.
В подобных случаях собрание часто принимало решения в пользу коллектива.
Надо еще раз отметить, что это касалось прежде всего детей, чьи поступки ограничивали свободу других.
Часто до принятия сурового вердикта проходило определенное время, когда нарушителя пытались убедить, пытались отнестись к нему с терпимостью.
Однако, по мнению Нейлла, общество не может и не должно возиться с одной личностью.
Он верил в силу общественного мнения.
Как-то в Саммерхилле был воспитанник, который издевался над младшими, был враждебен и полон ненависти по отношению к окружающим.
Детское сообщество было вынуждено что-либо сделать, чтобы защитить слабых а это означало выступить против него.
Нельзя было допустить, чтобы ошибки родителей этого мальчика отражались на других детях, которые привыкли к заботе и любви.
Нейлл писал, что иногда с великим сожалением он был вынужден отсылать из Саммерхилла какого-нибудь ребенка, поскольку тот держал в напряжении всех остальных.
108
[стр. 132]

132 было право одного голоса.
Хотя он сознавал, что дети младше двенадцати лет еще не способны принимать самостоятельные решения, поскольку не достигли общественной зрелости и часто голосуют, отталкиваясь лишь от каких-то меркантильных интересов.
Будучи в большинстве, малыши даже могут сорвать разумные предложения старших.
Тем не менее, по мнению Нейлла, если уже есть группа старших, руководствующихся идеей добра, можно и нужно разрешать малышам участвовать в обсуждениях на равных правах.
Именно это и есть единственный путь обучения детей с раннего возраста демократическим законам общежития, формирования способности самостоятельно мыслить и принимать самостоятельные решения относительно своих проблем и проблем других людей.
Говоря о значении самоуправления в жизни детского общества, Нейлл отмечал, что школа, в которой нет самоуправления,вообще не может называться прогрессивной.
Поскольку нельзя говорить о свободе ребенка, если детям не предоставлена полная свобода управления своей жизнью.
С вышеназванным
правом тесно связано право на самостоятельную организацию собственной жизни, удовлетворению которого также содействовало самоуправление детей.
Несмотря на то, что системы самоуправления в различных воспитательных учреждениях отличались наличием оригинальных элементов, уровнем сложности и многообразия форм деятельности, в целом с ее помощью дети действительно решали задачи организации хозяйственной, социальной и досуговой деятельности в своих школах.
Право ребенка на собственность, декларируемое Корчаком и Нейллом, также можно отнести к этой группе.
В нем требование уважения к личным вещам ребенка и его деньгам.
Каждый имеет право на собственность, не важно, большую или маленькую.
Какой бы собственностью ребенок ни обладал каштаном, сережками или шоколадной оберткой, с ней нужно об

[Back]