Проверяемый текст
Валеева, Роза Алексеевна; Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века (Диссертация 1997)
[стр. 110]

дое воскресенье было театральным днем.
Иногда несколько недель подряд шли на школьной сцене различные спектакли, хотя
бывали и перерывы.
Подготовка к спектаклю начиналась с создания его текста.
Традиционно на Саммерхилльской сцене ставились только спектакли, сочиненные самими детьми.
Пьесы, написанные учителями, ставились лишь в том случае, если в данный момент не было готового детского текста.
Пьесы для детей, по мнению Нейлла, должны опираться на их мироощущение.
Нельзя заставлять детей играть классические пьесы, содержание которых так далеко от детской жизни, их восприятия и фантазии.
Тем не менее, надо отметить, что долгими зимними вечерами Нейлл иногда читал своим воспитанникам Ибсена, Стринберга, Чехова, Голсуорси.

Саммерхилльские драматурги были более склонны сочинять комедии, нежели трагедии.
Хотя если вдруг появлялась какая-либо трагедия, она была довольно хорошо сыграна.
Чаще всего писали девочки.
Для пьес младших ребят кульминационным моментом непременно был приказ «Руки вверх!» и гора трупов на сцене.
Четырнадцатилетние девушки писали неплохие пьесы в стихах.
Дети в Саммерхилле не переносили ни известных драматических произведений, ни интеллектуальных текстов, которые часто использовались в других школах.
Хотя никогда не ставили Шекспира, многие их пьесы, отмечает Нейлл, были своеобразной смесью Шекспира и современности, например история Юлия Цезаря в американском гангстерском мире.
Дети не были слишком критичны к творчеству своих товарищей и вели себя гораздо спокойнее публики многих лондонских театров.

Следующий этап это постановка пьесы.
Костюмы и декорации также готовились самими детьми.
Сцена была подвижной и складывалась из ящиков, расположение которых менялось в зависимости от замысла авторов.
Саммерхилльцы проявляли прекрасные актерские способности.
Абсолютно отсутствовала какая-либо робость и скованность.
Особенно искренне играли малыши.
Девочки обычно выступали охотнее, чем
мальчи110
[стр. 247]

247 отметить, что занятиями по искусству руководили талантливые педагоги.
Так, занятия по изобразительному искусству вел художник-пейзажист Фриц Хафнер, музыкальными занятиями руководил композитор А.Хальш, литературными чтениями автор книг по искусству и эстетике Мартин Лузерке.
Важными видами художественно-творческой деятельности детей в гуманистических воспитательных учреждениях были театр, музыка, рисование, лепка.
Творчество они рассматривали одной из высших форм гуманизации личности, а театр средством преобразования потенциальных возможностей личности в реально действующие факторы, осуществляющим тем самым актуализацию и развитие творческого потенциала личности.
Именно поэтому школьный театр и драматизация занимали особое место среди форм организации художественно-творческой деятельности в Виккерсдорфе и Саммерхилле.
В Саммерхилле во все годы его существования действовал детский театр.
Обычно зимой каждое воскресенье было театральным днем.
Иногда несколько недель подряд шли на школьной сцене различные спектакли, хотя
иногда бывали и перерывы.
Подготовка к спектаклю начиналась с создания его текста.
Традиционно на саммерхилльской сцене ставились только спектакли, сочиненные самими детьми.
Пьесы, написанные учителями, ставились лишь в том случае, если в данный момент не было готового детского текста.
Пьесы для детей, по мнению Нейлла, должны опираться на их мироощущение.
Нельзя заставлять детей играть классические пьесы, содержание которых так далеко от детской жизни, их восприятия и фантазии.
Тем не менее, надо отметить, что долгими зимними вечерами Нейлл иногда читал своим воспитанникам Ибсена, Стринберга, Чехова, Голсуорси.

247

[стр.,248]

Саммерхилльские драматурги были более склонны сочинять комедии, нежели трагедии.
Хотя если вдруг появлялась какая-либо трагедия, она была довольно хорошо сыграна.
Чаще всего писали девочки.
Для пьес младших ребят кульминационным моментом непременно был приказ "Руки вверх!" и гора трупов на сцене.
Четырнадцатилетние девушки писали неплохие пьесы в стихах.
Дети в Саммерхилле не переносили ни известных драматических произведений, ни интеллектуальных текстов, которые часто использовались в других школах.
Хотя никогда не ставили Шекспира, многие их пьесы, отмечает Нейлл, были своеобразной смесью Шекспира и современности, например история Юлия Цезаря в американском гангстерском мире.
Дети не были слишком критичны к творчеству своих товарищей и вели себя гораздо спокойнее публики многих лондонских театров.

В Виккерсдорфе для постановки на сцене использовали пьесы Шекспира, Шиллера, Мольера.
К подбору произведений относились весьма критически, выбирая лишь те пьесы и отрывки, в которых все действие было подчинено какой-то одной благородной мысли или идее, которые могли бы иметь место в реальной жизни.
Учитывалось также, чтобы в спектакле участвовало как можно больше учащихся.
Иногда дети сами сочиняли пьесы, посвященные сценам жизни Виккерсдорфа, которые воспринимались всеми с большим интересом и увлечением.
Репетиции проходили ежедневно по два часа в течение трех недель.
К спектаклю дети самостоятельно готовили хорошие декорации, придумывали и шили костюмы.
Интересно, что даже музыку к спектаклю писали сами воспитанники.
Таким образом, в процесс постановки пьесы включались все творческие товарищества, и плоды их деятельности находили здесь живое воплощение.
По сути дела, в стороне не оставался ни один ребенок, всем находилось дело и каждый в результате знал, что он тоже

[стр.,249]

249 т причастен к этому яркому зрелищу, которое рождалось в конце каждой учебной четверти.
Традиционно раз в месяц театральная труппа школы показывала новую постановку и для жителей окрестных деревень.
В Саммерхилле костюмы и декорации также готовились самими детьми.
Сцена была подвижной и складывалась из ящиков, расположение которых менялось в зависимости от замысла авторов.
Саммерхилльцы проявляли прекрасные актерские способности.
Абсолютно отсутствовала какая-либо робость и скованность.
Особенно искренне играли малыши.
Девочки обычно выступали охотнее, чем
мальчики, причем последние до десяти лет предпочитали играть только в гангстерских спектаклях.
^ Интересно, отмечает Нейлл, что наиболее плохими актерами были те, кто играл в жизни, на сцене же они смущались и не находили себе места.
Игру на сцене, детский театр Нейлл считает важным средством нравственного воспитания.
Каждый маленький актер должен уметь поставить себя Р> на место другого человека, а это учит его понимать других, их чувства и М :переживания, что весьма немаловажно в установлении добрых межлично^ стных отношений.
Театр также решал задачу укрепления веры в себя, а те дети, которые отказывались играть, находили себя в какой-либо другой деятельности.
В любовных сценах отказывались выступать четырнадцатилетние, тогда как малыши с удовольствием и без всякого смущения принимали в них участие.
Только подростки, которые на самом деле пережили чувство любви, могли передать его вполне достоверно.
Старшие интересовались сценической техникой и имели в этом плане свой оригинальный подход.
Если, например, в обычной драматургии актер, К ф уходя со сцены, говорит вслух, куда и зачем он пошел, дети находили это неестественным.
Они говорили, что в реальной жизни никто так не делает * и потому старались приблизить свою игру к жизни.
Большой популярно249

[Back]