вопрос; или он становился бизнесменом, ищущим секретаря, или продюсером, которому нужен актер на роль. Спонтанная игра была очень существенной творческой частью школьного театра в Саммерхилле. Сам театр сыграл наибольшую роль в развитии детского творчества по сравнению со всеми другими видами деятельности. Среди этих видов деятельности танец и музыка. Танцу в Саммерхилле посвящался особый день среда. Дети с удовольствием и на хорошем уровне танцевали. Приезжие гости часто признавались Нейллу, что ребята танцевали лучше их. Нейлл считал, что танец это великолепное средство самовыражения, и человек, который так и не осмелился выйти в круг и сделать свои собственные па в танце, никогда не сможет найти себя ни в учебе, ни в политике, ни в религии. Поэтому любая программа в Саммерхилле включала в себя танцы, которые неплохо ставила одна из девушек, увлекавшаяся танцами. Чаще всего это были танцы не классического характера, а на джазовую музыку. Например, Нейлл написал либретто на музыку Гершвина «Американец в Париже», и девушки дали его интерпретацию в танце. Почти ежедневно дети приходили в квартиру Нейлла слушать пластинки Дюка Эллингтона, Э.Пресли, Равеля и Стравинского. Творческому самовыражению детей в Саммерхилле в немалой степени содействовали мастерские искусств, где дети рисовали, лепили из глины, вырезали, шили, делали различные поделки. Главным было то, что ничего никому не навязывали, каждый искал, пробовал и делал то, что ему было по душе. В конечном счете, свобода выбора давала возможность каждому раскрыться, ощутить свою силу, свои возможности, самоутвердиться в ребячьей среде. А это основа для достижения счастья, которое и было целью Саммерхилла [321; 322]. Рассмотрим основные виды деятельности органов самоуправления в школе Селестена Френе [265]. Очень часто ее сводят в проблеме отдельных приемов, которые он использовал, в частности, к школьной типогра112 |
250 стью среди жителей Саммерхилла пользовались своеобразные минипредставления, упражнения в театральной технике, которые назывались спонтанной игрой. Например, они должны были выполнить задания типа "Возьми в руки букет цветов и обнаружь среди цветов чертополох", "Ты обедаешь в ресторане на железнодорожном вокзале и сидишь как на иголках, так как боишься, что поезд уйдет без тебя" и др. Иногда упражнения носили характер спонтанной реакции в одной общей предложенной сцене. Например, Нейлл играл роль чиновника эмиграционной службы, а все дети с "паспортами" в руках должны были быть готовы ответить на любой его вопрос; или он становился бизнесменом, ищущим секретаря, или продюссером, которому нужен актер на роль. Спонтанная игра была очень существенной творческой частью школьного театра в Саммерхилле. Сам театр сыграл наибольшую роль в развитии детского творчества по сравнению со всеми другими видами деятельности. Среди этих видов деятельности танец и музыка. Танцу в Саммерхилле посвящался особый день среда. Дети с удовольствием и на хорошем уровне танцевали. Приезжие гости часто признавались Нейллу, что ребята танцевали лучше их. Нейлл считал, что танец это великолепное средство самовыражения, и человек, который так и не осмелился выйти в круг и сделать свои собственные па в танце, никогда не сможет найти себя ни в учебе, ни в политике, ни в религии. Поэтому любая программа в Саммерхилле включала в себя танцы, которые неплохо ставила одна из девушек, увлекавшаяся танцами. Чаще всего это были танцы не классического характера, а на джазовую музыку. Например, Нейлл написал либретто на музыку Гершвина "Американец в Париже",и девушки дали его интерпретацию в танце. Почти ежедневно дети приходили в квартиру Нейлла слушать пластинки Дюка Эллингтона, Э.Пресли, Равеля и Стравинского. 252 изучением произведений ведущих мастеров кисти, дети в Виккерсдорфе сами много времени отдавали рисованию с натуры, которое было тесно связано с лепкой, вышиванием, росписью тарелок, подставок и подносов, работой по дереву и металлу и другими видами ручного труда. Ведь только тот, кто сам писал, рисовал или лепил с натуры, сумеет лучше оценить работу художника, чем тот, кто никогда сам этого не делал. В Виккерсдорфе часто устраивались тематические выставки работ членов общины, игравшие большую роль в самоутверждении детей в ребячьей среде. Творческому самовыражению детей в Саммерхилле также в немалой степени содействовали мастерские искусств, где дети рисовали, лепили из глины, вырезали, шили, делали различные поделки. Главным было то, что ничего никому не навязывали, каждый искал, пробовал и делал то, что ему было по душе. В конечном счете, свобода выбора давала возможность каждому раскрыться, ощутить свою силу, свои возможности, самоутвердиться в ребячьей среде. А это основа для достижения счастья, которое и было целью Саммерхилла, а также других гуманистических воспитательных систем в Европе в XX веке. Необходимо отметить, что деятельность сама по себе еще не обеспечивает развитие общественно ценных качеств личности. Это в немалой степени зависит от характера отношений, которые складываются между детьми в общении, осуществляемом в процессе этой деятельности. Основными признаками подобных отношений сторонники гуманистического воспитания считали взаимную ответственность и требовательность, заинтересованность в личности каждого и особую атмосферу, стимулирующую самореализацию каждого ребенка. Они отмечали при этом, что ни один из названных признаков не может существовать в отрыве от других. Они вытекают один из другого и взаимодополняются. 252 |