Глава 1 Историко-теоретические основы развития детского самоуправления в первую четверть XX в. 1.1. Генезис идеи детского самоуправления как средства развития социальной активности учащихся в зарубежной и отечественной педагогике Разработка проблем развития детской самодеятельности и организации деятельности школы на основе самоуправления осуществлялась на протяжении многих столетий. До сегодняшнего дня дошли сведения о прогрессивной деятельности многих педагогов прошлого, чьи идеи и выводы из образовательной практики стали основанием современной теории детского самоуправления. Эти подходы ясно обозначились еще в Древней Греции (У1Н-У вв. до н.э.), где были сделаны первые попытки осуществить гармоническое сочетание интересов свободного гражданина полиса с интересами общества. Здесь развиваются свободомыслие, а творчество постепенно становится нормой жизни, социальной ценностью. Для дальнейшего развития идей саморазвития и самодеятельности ребенка в педагогике особое значение имели труды древнегреческих философов Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Демокрита (460-370 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) [96; 139]. Сократ одним из первых осуществил в учебно-воспитательной практике новую систему взаимоотношений в диаде «учитель-ученик», которая предполагала равноправие сторон в педагогическом процессе и стимулирование активности и самостоятельности воспитанников. Ученик Сократа Платон связывал реализацию своей мечты об идеальном обществе с рациональным воспитанием детей. Стержнем воспитания по Платону является помощь ребенку в припоминании абсолютных идей. Тем самым он ставил в центр педагогического процесса личность, развитие его внутреннего «я». Важнейшей функцией |
26 Глава I. Историко-теоретические основы развития гуманистического воспитания в европейской педагогике первой половины XX века 1.1. Исторические предпосылки и источники становления гуманистической педагогики Становление гуманистической педагогики, являющейся важнейшей приметой нашего времени, охватывает длительный период и завершается лишь в последние десятилетия нашего столетия. Это объясняется социокультурной ситуацией в обществе, его проблемами, потребностями и возможностями, уровнем развития антропологии в целом и педагогической науки в частности, характером образовательной практики. По мнению современного историка педагогики Г.Б.Корнетова, «парадигма гуманистической педагогики, отражая многие черты и особенности тенденций всемирного историко-педагогического процесса, является по преимуществу продуктом западной цивилизации. Именно на Западе зародились и получили развитие традиции, связанные с осознанием и практическим воплощением в различных сферах общественной жизни свободы каждого отдельного человека, автономности и самостоятельности его личности, признания за ним права на индивидуальность, независимость и самодеятельность» (219, с.20). Эти подходы ясно обозначились еще в Древней Греции (VIII-V вв. до н.э.), где были сделаны первые попытки осуществить гармоническое сочетание интересов свободного гражданина полиса с интересами общества. Здесь развиваются свободомыслие, а творчество постепенно становится нормой жизни, социальной ценностью. В качестве высшей ценности образования в эпоху античности признавался идеал гармонично, всесторонне развитого человека (идея калокагатии) (170). 27 Для дальнейшего развития гуманистических идей в педагогике особое значение имели труды древнегреческих философов Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Демокрита (460-370 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) (82; 114; 166; 168; 172; 173; 186; 218; 290; 350: 404; 584). Центральным звеном сократовской философии является понимание личности с точки зрения его отношения к себе, идеал самосовершенствования и самопознания. Сократ одним из первых осуществил в учебновоспитательной практике новую систему взаимоотношений в диаде «учитель-ученик», которая предполагала равноправие сторон в педагогическом процессе и стимулирование активности и самостоятельности воспитанников. Маевтика, способ рождения истины, практиковавшаяся Сократом, предполагала полный отказ от принуждения воспитанника к определенному образу мышления и понимания. Тем самым здесь можно усмотреть зарождение ненасильственной педагогики. Ученик Сократа Платон связывал реализацию своей мечты об идеальном обществе с рациональным воспитанием детей. Стержнем воспитания по Платону является помощь ребенку в припоминании абсолютных идей. Тем самым он ставил в центр педагогического процесса личность, развитие его внутреннего «я». Важнейшей функцией воспитателя он считал содействие в гармонизации интересов отдельного индивидуума с интересами общества, отдавая при этом приоритет последнему. Принципиально иной подход к воспитанию был сформулирован Аристотелем, который отстаивал приоритет индивидуальных интересов и их несводимость к общественным интересам и неподчиненность им. Целью воспитания Аристотель считал формирование самостоятельного гражданина. По его мнению, необходимо требовать относительного, а не абсолют |