Проверяемый текст
Валеева, Роза Алексеевна; Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века (Диссертация 1997)
[стр. 152]

Но мало только привлечь детей и включить их в определенную деятельность.
Надо так организовывать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей.
Условия этого продуктивного общения свобода выбора, организация форм сотрудничества детей, которые выявляют их творческую индивидуальность.
Гуманистический климат
важный и самый трудный для реализации компонент в гуманизации школы.
Он требует от педагогов и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии.
Школой истинной общественности должны стать детские товарищества, основанные на началах равенства и справедливости.
Правила общежития и деятельности, разумеется, определяются свободным соглашением членов коллектива.
Человек должен с детства привыкать повиноваться законам, им самим установленным, и в то же время находить нравственное удовлетворение в добровольном ограничении своего произвола и капризов во имя общего блага.

Именно эти идеи лежали в основе детского самоуправления в реформаторских школах начала двадцатого столетия.
Эти идеи как нельзя более актуальны сегодня.
Выводы ко 2 главе 1.
Анализ опыта педагогов-гуманиетов показал, что системы само' управления в их школах были связаны и функционально, и структурно со всей организацией учебно-воспитательного процесса.
Как показал анализ структуры детского самоуправления в гуманистических воспитательных системах, его высшим органом везде было общее собрание.
Собрания в немалой степени способствовали утверждению в жизни этих детских учреждений принципа гласности, который обеспечивал нейтрализацию некоторых отрицательных явлений, возникающих в процессе внутриколлективных отношений.
В
ряде школ, особенно «новых школах» интернатного 152
[стр. 284]

4)Нельзя устраивать бессмысленную комедию с нарочито подстроенными выборами и голосованием с заранее известным результатом.
5)Нельзя принуждать к участию в обсуждениях и голосовании.
6)Ребята должны научиться вести собрание, ведь совещаться всем вместе нелегко.
Каждый ребенок должен уяснить для себя, что он может взять слово и что это не вызовет гнева и неприязни, смеха и подозрений товарищей в желании "подмазаться" к воспитателю.
Проведению общих собраний должна предшествовать большая кропотливая работа.
Неосторожное же использование их, злоупотребление словом может привести к отрицательным результатам: галдежу, смеху, скуке.
Общие собрания в воспитательной системе Корчака приучали детей коллективно решать вопросы своей жизни.
Тем самым они являлись эффективной и доступной формой привлечения всех детей к самоуправлению.
Не случайно Корчак называет собрания "способом вызова коллективной реакции" (229, с.230) по поводу тех или иных решений педагогического совета и Совета самоуправления.
Кроме того, на собраниях формировалось правильное общественное мнение.
Как показал анализ структуры детского самоуправления в гуманистических воспитательных системах, его высшим органом везде было общее собрание.
Собрания в немалой степени способствовали утверждению в жизни этих детских учреждений принципа гласности, который обеспечивал нейтрализацию некоторых отрицательных явлений, возникающих в процессе внутриколлективных отношений.
В
частности, гласность противодействовала утверждению в ребячьей среде «террора злых сил» (Корчак).
Признавая значение самоуправления в жизни своих детских учреждений, педагоги-гуманисты весьма критично относились к своему опыту и в изменениях, которые они осуществляли, преследовали лишь одну главную

[стр.,317]

царит атмосфера защищенности, дружбы, оптимизма, интереса к общей учебе, взаимоподдержки, педагоги-гуманисты воплощали в жизнь поразному, но суть их деятельности от этого не менялась.
Сегодня вновь актуальна идея создания общности учащихся, их объединения посредством разнообразной (трудовой, художественной, спортивной) деятельности, утверждения духа радости, оптимизма, братства, который делает школу теплым и притягательным домом.
Идея гуманизации воспитательного процесса подводит нас к пониманию подлинной сущности воспитания.
Она состоит в том, что это совместная деятельность взрослых и детей по реализации вместе выработанных целей и задач.
В таком случае педагогу не нужно решать проблему передачи готовых образцов нравственной и духовной культуры, он должен научиться вырабатывать их вместе со своими младшими товарищами.
Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни и апробирование их в конкретной деятельности и общении составляют содержание воспитания.
Новая школа, возрождая подлинную суть воспитания, исповедует принципы педагогики сотрудничества, благодаря которым только в творческом сотрудничестве со взрослым ребенок обеспечен необходимым педагогическим руководством и не отторгает, а принимает его как условие успешности решения общих целей.
Лозунг сегодняшней школы и школы завтрашнего дня сотрудничество в воспитании.
Альтернативой может быть только борьба с детьми, иного не дано.
Но мало только привлечь детей и включить их в определенную деятельность.
Надо так организовывать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей.
Условия этого продуктивного общения свобода выбора, организация форм сотрудничества детей, которые выявляют их творческую индивидуальность.
Гуманистический климат


[стр.,319]

Школой истинной общественности должны стать детские товарищества, основанные на началах равенства и справедливости.
Правила общежития и деятельности, разумеется, определяются свободным соглашением членов коллектива.
Человек должен с детства привыкать повиноваться законам, им самим установленным, и в то же время находить нравственное удовлетворение в добровольном ограничении своего произвола и капризов во имя общего блага.

Каждый раз, когда школа оказывается в состоянии кризиса и ищет пути выхода из него, особую значимость приобретают проблемы целей образования.
Старое как мир утверждение, что назначение школы подготовка к жизни продолжает бытовать среди педагогов и родителей.
А что такое школа, готовящая к жизни? Это правила обязательного поведения, придуманные взрослыми, это занятие по расписанию, это однообразное изо дня в день хождение на уроки, подготовка уроков, формальные воспитательные мероприятия словом, все то, что отгораживает ребенка от живого говора жизни.
Нужно ли удивляться, что при такой «подготовке», получив аттестат зрелости, его обладатель оказывается несостоятельным и абсолютно не приспособленным к жизни.
Лучшие годы своего существования человек отдает на так называемую подготовку к жизни вместо того, чтобы жить.
Ум, чувства и воля человека развиваются только упражнением, самой жизнью, и если духовный мир личности создается под влиянием окружающего мира, то вполне естественно, чтобы он утолял свою духовную жажду из природного источника, познавая мир в его действительности, а не в бледной и часто неточной книжной передаче.
Педагоги-гуманисты и создали в своих школах условия для активной жизнедеятельности учащихся, которые ощущали там себя

[Back]