Проверяемый текст
Валеева, Роза Алексеевна; Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века (Диссертация 1997)
[стр. 16]

воспитателя он считал содействие в гармонизации интересов отдельного индивидуума с интересами общества, отдавая при этом приоритет последнему.
Принципиально иной подход к воспитанию был сформулирован Аристотелем, который отстаивал приоритет индивидуальных интересов и их несводимость к общественным интересам и неподчиненность им.
Целью воспитания Аристотель считал формирование самостоятельного гражданина.

Тем самым в педагогику вошло одно из фундаментальных противоречий формирования личности противоречивое единство общественного и индивидуального.

Эллинистическая эпоха (конец IV середина I в.
до н.э.) характеризовалась ростом антагонизма между духовной жизнью личности и общественными установками.
Педагогика Западной цивилизации решала эту проблему не в пользу личности, пытаясь гармонизировать общественное и личностное бытие посредством приспособления личности к требованиям общества
[96; 139].
В I веке н.э.
на смену античной эпохе на Западе пришло средневековье,
рабовладению феодализм, изменив тем самым социокультурную ситуацию и сделав духовной доминантой жизни христианство.
Это был длительный период римско-церковного полновластия, подавивший интересы не только отдельной личности, но и целых государств.
С точки зрения средневекового идеала и личность, и светское государство являлись лишь средством осуществления теократии.

В этот период в церковных школах не могло быть и речи о предоставлении свободы самодеятельности детям.
В организации жизни школы полностью царил учительсвященнослужитель [139].
В эпоху Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.) с утверждением гуманизма как целостной системы взглядов и широкого течения общественной мысли и как культурного движения в Западной Европе возродился античный идеал
[стр. 27]

27 Для дальнейшего развития гуманистических идей в педагогике особое значение имели труды древнегреческих философов Сократа (469-399 гг.
до н.э.), Платона (427-347 гг.
до н.э.), Демокрита (460-370 гг.
до н.э.), Аристотеля (384-322 гг.
до н.э.) (82; 114; 166; 168; 172; 173; 186; 218; 290; 350: 404; 584).
Центральным звеном сократовской философии является понимание личности с точки зрения его отношения к себе, идеал самосовершенствования и самопознания.
Сократ одним из первых осуществил в учебновоспитательной практике новую систему взаимоотношений в диаде «учитель-ученик», которая предполагала равноправие сторон в педагогическом процессе и стимулирование активности и самостоятельности воспитанников.
Маевтика, способ рождения истины, практиковавшаяся Сократом, предполагала полный отказ от принуждения воспитанника к определенному образу мышления и понимания.
Тем самым здесь можно усмотреть зарождение ненасильственной педагогики.
Ученик Сократа Платон связывал реализацию своей мечты об идеальном обществе с рациональным воспитанием детей.
Стержнем воспитания по Платону является помощь ребенку в припоминании абсолютных идей.
Тем самым он ставил в центр педагогического процесса личность, развитие его внутреннего «я».
Важнейшей функцией воспитателя он считал содействие в гармонизации интересов отдельного индивидуума с интересами общества, отдавая при этом приоритет последнему.
Принципиально иной подход к воспитанию был сформулирован Аристотелем, который отстаивал приоритет индивидуальных интересов и их несводимость к общественным интересам и неподчиненность им.
Целью воспитания Аристотель считал формирование самостоятельного гражданина.

По его мнению, необходимо требовать относительного, а не абсолют

[стр.,28]

ного единства как семьи, так и государства.
Каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя, подчеркивал он в «Этике».
Тем самым в педагогику вошло одно из фундаментальных противоречий формирования личности противоречивое единство общественного и индивидуального.

Вершиной древнегреческой философии являются взгляды выдающегося философа Демокрита.
С его именем в гуманистической педагогике связано утверждение принципа природосообразности воспитания, согласно которому правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой.
Эллинистическая эпоха (конец IV середина I в.
до н.э.) характеризовалась ростом антагонизма между духовной жизнью личности и общественными установками.
Педагогика Западной цивилизации решала эту проблему не в пользу личности, пытаясь гармонизировать общественное и личностное бытие посредством приспособления личности к требованиям общества.

Особое значение для утверждения гуманистических педагогических идей имели произведения Марка Тулия Цицерона (106-43 гг.до н.э.), который выдвинул широкую программу образования, необходимого для воспитания настоящего оратора.
Свой идеал образования он определил словом «гуманизм», ставшим ключевым для западной культуры и педагогики.
Дальнейшее развитие гуманистическая тенденция получила в трактате М.Ф.Квинтиллиана (35-100 гг.
н.э.) «О воспитании оратора».
Квинтиллиан придает исключительное значение индивидуализации обучения, что предполагает непременное первоначальное изучение учителем «ума и природы порученного ему ребенка».
Он выделяет ряд требований к личности учите

[стр.,29]

ля-гуманиста, среди которых называет любовь к ребенку, сдержанность, чувство меры в выборе поощрений и наказаний.
В I веке н.э.
на смену античной эпохе на Западе пришло средневековье,
рабовладенению феодализм, изменив тем самым социокультурную ситуацию и сделав духовной доминантой жизни христианство.
Это был длительный период римско-церковного полновластия, подавивший интересы не только отдельной личности, но и целых государств.
С точки зрения средневекового идеала и личность, и светское государство являлись лишь средством осуществления теократии.

Согласно церковно-христианской концепции воспитания, человек отягощен первородным грехом и целью воспитания является подготовка к искуплению этого греха в земной жизни и к вечной счастливой жизни в загробном мире.
Отсюда проповедь аскетизма, подавление в человеке активности, самостоятельности, творческого начала, выработка фаталистического отношения к своей судьбе, пренебрежение к физическому развитию, отрицательное отношение к искусству.
Гуманизм как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли и как культурное движение в Западной Европе заявил о себе в эпоху Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.) (18; 19; 404).
Гуманизм эпохи Возрождения, противопоставивший религии светскую культуру во всех ее проявлениях, возродил античный идеал жизнелюбивого, сильного телом и духом человека.
В противоположность церкви гуманисты видели в воспитании уже не средство подавления и закрепощения человеческой личности, а путь к ее всестороннему развитию и совершенствованию.
Изменение отношения к человеческой жизни привело к изменению и подготовки к ней, к воспитанию и образованию.
В педагогике утверждались новые идеи.
Прежде всего, как центральное, определяющее начало в воспитании вновь выдвигается внутренний нравственный момент, при чем

[Back]