Проверяемый текст
Валеева, Роза Алексеевна; Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века (Диссертация 1997)
[стр. 17]

жизнелюбивого, сильного телом и духом человека.
В противоположность церкви гуманисты видели в воспитании уже не средство подавления и закрепощения человеческой личности, а путь к ее всестороннему развитию и совершенствованию.
Изменение отношения к человеческой жизни привело к изменению и подготовки к ней, к воспитанию и образованию.
В педагогике утверждались новые идеи.
Прежде всего, как центральное, определяющее начало в воспитании вновь выдвигается внутренний нравственный момент, при чем
здесь внимание акцентируется на признании за свободной личностью права на собственную жизнь, на саморазвитие.
Изменилось отношение к дисциплине и средствам ее достижения: гуманисты призывали отказаться от телесных наказаний и отнестись к ребенку с уважением, которое он заслуживает.
Большое внимание стало уделяться вопросам физического воспитания, укрепления тела и духа
[139].
Новые гуманистические идеи воспитания не остались только благими пожеланиями, а нашли реализацию в учреждении частных школ, которые служили местом пропаганды новых идей.
Среди этих школ особенно ярко выделялась «Школа радости» Витторино да Фельтре.
Строгую нравственность и основу ее благочестие он ставил выше знания.
В образовании он требовал основательного изучения античных классиков, связывая теоретические знания с практикой.
Он подчеркивал, что нельзя пренебрегать физическим развитием ребенка, и создал для этого все условия в своей школе.
В воспитании и обучении он требовал считаться с индивидуальными особенностями детей, опираться на их активность и самодеятельность.
Он не признавал чрезмерно суровую дисциплину, в его школе были отменены все виды наказаний
[96].
Не случайно первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации также относится к XVI столетию.
В 1531-1556 гг.
в г.Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Ва17
[стр. 29]

ля-гуманиста, среди которых называет любовь к ребенку, сдержанность, чувство меры в выборе поощрений и наказаний.
В I веке н.э.
на смену античной эпохе на Западе пришло средневековье, рабовладенению феодализм, изменив тем самым социокультурную ситуацию и сделав духовной доминантой жизни христианство.
Это был длительный период римско-церковного полновластия, подавивший интересы не только отдельной личности, но и целых государств.
С точки зрения средневекового идеала и личность, и светское государство являлись лишь средством осуществления теократии.
Согласно церковно-христианской концепции воспитания, человек отягощен первородным грехом и целью воспитания является подготовка к искуплению этого греха в земной жизни и к вечной счастливой жизни в загробном мире.
Отсюда проповедь аскетизма, подавление в человеке активности, самостоятельности, творческого начала, выработка фаталистического отношения к своей судьбе, пренебрежение к физическому развитию, отрицательное отношение к искусству.
Гуманизм как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли и как культурное движение в Западной Европе заявил о себе в эпоху Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.) (18; 19; 404).
Гуманизм эпохи Возрождения, противопоставивший религии светскую культуру во всех ее проявлениях, возродил античный идеал жизнелюбивого, сильного телом и духом человека.
В противоположность церкви гуманисты видели в воспитании уже не средство подавления и закрепощения человеческой личности, а путь к ее всестороннему развитию и совершенствованию.
Изменение отношения к человеческой жизни привело к изменению и подготовки к ней, к воспитанию и образованию.
В педагогике утверждались новые идеи.
Прежде всего, как центральное, определяющее начало в воспитании вновь выдвигается внутренний нравственный момент, при чем


[стр.,30]

здесь внимание акцентируется на признании за свободной личносгыо права на собственную жизнь, на саморазвитие.
С перенесением центра тяжести на интересы человека, указывается на необходимость тщательного изучения свойств и задатков детской природы с тем, чтобы воспитание не подавляло, а развивало ее.
В связи с этим индивидуальность стала трактоваться как отличие человека от других и было признано право на индивидуальность.
Изменилось отношение к дисциплине и средствам ее достижения: гуманисты призывали отказаться от телесных наказаний и отнестись к ребенку с уважением, которое он заслуживает.
Большое внимание стало уделяться вопросам физического воспитания, укрепления тела и духа.

Происходят немалые перемены в области обучения как в содержании образования, так и в методах преподавания.
«Семь свободных искусств» постепенно уступают место изучению античной литературы и реальных наук.
Гуманистическая мысль приходит к сознанию необходимости живого и непосредственного изучения природы.
Эти перемены в содержании образования были тесно связаны с новыми задачами школы.
Вместо служения интересам папства, школы новой эпохи должны были содействовать развитию личности, с одной стороны, и способствовать улучшению человеческой жизни, с другой.
Для осуществления этих задач гуманисты рекомендуют отказаться от прежних схоластических методов обучения и сообразовываться с силами, способностями и интересами учащихся.
Важно отметить также, что именно в эпоху Возрождения педагогическая мысль обращается впервые специально к вопросам воспитания и образования женщин.
Наконец, только в эту эпоху развивается собственно педагогическая теория.
За все средневековье не появилось ни одного более или менее ори

[стр.,32]

Новые гуманистические идеи воспитания не остались только благими пожеланиями, а нашли реализацию в учреждении частных школ, которые служили местом пропаганды новых идей.
Среди этих школ особенно ярко выделялась «Школа радости» Витторино да Фельтре.
Строгую нравственность и основу ее благочестие он ставил выше знания.
В образовании он требовал основательного изучения античных классиков, связывая теоретические знания с практикой.
Он подчеркивал, что нельзя пренебрегать физическим развитием ребенка, и создал для этого все условия в своей школе.
В воспитании и обучении он требовал считаться с индивидуальными особенностями детей, опираться на их активность и самодеятельность.
Он не признавал чрезмерно суровую дисциплину, в его школе были отменены все виды наказаний.

Отцом немецкой гуманистической педагогики называют Р.Агриколу.
Образование, по мнению Агриколы, должно сформировать у человека мудрость и красноречие.
Быть мудрым в нравственном отношении и быть изящным в мудрости вот гуманистический образовательный идеал Агриколы.
Другой немецкий гуманист Вимфелинг в своих педагогических произведениях проводит мысль о том, что наше знание должно находить постоянное подтверждение в любви к ближним и пробуждать действительную тонкость чувств и мыслей.
Ради достижения этой цели учитель должен быть образцом для своих учеников не только в знании, но и в нравственном отношении.
При этом учитель должен лишь наставлять их и не прибегать к наказаниям.
Огромную роль в судьбе европейского просвещения, образования и педагогики Возрождения сыграл Эразм Роттердамский (280).
Это один из самых видных теоретиков гуманистической педагогики, а его труд «О раннем

[Back]