точный порядок школы надо заимствовать от природы, что надо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. Важно, что по Коменскому в школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане. Он предлагает организовать в школе нечто вроде «самоуправления», в котором хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых. Я.А.Коменский считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности «представляли собой государство со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором». Иначе говоря, Я.А.Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представляли собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к «жизни путем развития навыка к такого рода деятельности» [137, т.2, с. 167]. Семнадцатый век период становления техногенной цивилизации и модели человека буржуазного общества. Именно в этот период утверждаются в педагогике такие понятия как психологичность воспитания, его свобода и природосообразность, подготовка к жизни в обществе. Хотя эти идеи возникают в эпоху Возрождения, они получают более отчетливое звучание в Новое время. В педагогической мысли обозначается интерес к детству и выдвигается требование вдумчивого изучения, сохранения и развития всего заложенного в ребенке природой. Однако развитие индустриального общества содействовало утверждению в педагогике иных традиций, которые нашли отражение в концепции Джона Локка. Его программа «воспитания джентльмена» была проникнута духом прагматизма и рационализма. В то же время в контексте нашего исследования хотели бы подчеркнуть, что в концепции «воспитания джентльмена» нет места организации общей жизнедеятельности детей, поскольку по Локку будущего джентльмена надо воспитывать дома под присмотром воспитателя [139]. Тем не менее, XVII столетие подготовило |
35 тия природных задатков. Великий реформатор школы по своим гуманистическим воззрениям стоял далеко впереди эпохи, в которой он жил, положив начало рождению новой системы образования, которая по его мнению должна строиться на следующих основополагающих принципах: уважение к личному достоинству ребенка, учет возрастных и психологических особенностей детей, педагогически оправданное удовлетворение их интересов и запросов, всемерное развитие склонностей и способностей учащихся. Семнадцатый век период становления техногенной цивилизации и модели человека буржуазного общества. Именно в этот период утверждаются в педагогике такие понятия как психологичность воспитания, его свобода и природосообразность, подготовка к жизни в обществе. Хотя эти идеи возникают в эпоху Возрождения, они получают более отчетливое звучание в Новое время. В педагогической мысли обозначается интерес к детству и выдвигается требование вдумчивого изучения, сохранения и развития всего заложенного в ребенке природой. Однако развитие индустриального общества содействовало утверждению в педагогике иных традиций, которые нашли отражение в концепции Джона Локка. Его программа «воспитания джентльмена» была проникнута духом прагматизма и рационализма. Тем не менее, XVII столетие подготовило век Просвещения, который провозгласил приоритетность педагогической проблематики в общественном сознании. В наиболее концентрированной форме гуманистические тенденции восемнадцатого века выразились в концепции Жан Жака Руссо(1712-1778) (388). Руссо признавал важнейшую роль воспитания в становлении человека и связывал его с естественным природным развитием индивидуума, а также его самостоятельным активным приобретением собственного жизненного опыта. Руссо является автором естественного и свободного воспитания, со |