Проверяемый текст
Валеева, Роза Алексеевна; Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века (Диссертация 1997)
[стр. 39]

телей в осмыслении природы и духовной сущности человека.
Индустриальная цивилизация, с одной стороны, открыла новые материальные перспективы развития человека и общества, прогресса науки и техники, с другой, она не принесла освобождения личности, поскольку стала оборачиваться против самого человека.
К началу века сформировалось осознание того, что внешний довольно высокий уровень жизни может представлять угрозу для внутреннего человеческого существования и что вся культурная жизнь находится в кризисе.
XIX век направил все силы на внешнюю сторону цивилизации с желанием покорить реальный мир.
В этом плане человечество достигло таких больших успехов, что едва ли в голову могла прийти мысль, что эти достижения несут в себе начала внутренней беды.

Параллельно с новыми перспективами развития человеческого общества, прогресса науки и техники, решением педагогических проблем, развитием образования и подъемом культурного уровня населения промышленная революция несла в себе опасность усиления отчуждения личности.

Таким образом, огромный потенциал, накопленный человечеством за долгие годы его развития, неожиданно восстал против самих творцов.

В то же время, сочетание противоречивых, всеобъемлющих изменений, происходивших в Западной Европе и США на рубеже 19-20 вв., показывает, что, несмотря на явно выраженные антигуманные тенденции, решающее влияние на ход историко-культурного процесса в этот период продолжают оказывать уходящие корнями в античность гуманистические идеи и стремление к свободе.
Антиличностным проявлениям, присущим индустриальной культуре, уверенно противостоят либеральнодемократические традиции западного гуманизма, направленные на укрепление гражданского общества, создание правового государства, расширение экономических, политических и личных свобод, стимулирование инициативы, творческой активности и самостоятельности людей.
В своих духовных исканиях Запад все больше устремляется к образованию как к «ме39
[стр. 44]

44 телей в осмыслении природы и духовной сущности человека.
Индустриальная цивилизация, с одной стороны, открыла новые материальные перспективы развития человека и общества, прогресса науки и техники, с другой, она не принесла освобождения личности, поскольку стала оборачиваться против самого человека.
К началу века сформировалось осознание того, что внешний довольно высокий уровень жизни может представлять угрозу для внутреннего человеческого существования и что вся культурная жизнь находится в кризисе.
XIX век направил все силы на внешнюю сторону цивилизации с желанием покорить реальный мир.
В этом плане человечество достигло таких больших успехов, что едва ли в голову могла прийти мысль, что эти достижения несут в себе начала внутренней беды.

Лишь немногие мыслители того времени(Шопенгауэр, Ницше) не разделяли веру в прогресс и оптимистическое ощущение грядущей жизни.
Квантовая теория Планка, теория относительности Эйнштейна отражали глубочайшие изменения естественно-научного мышления и выдвигали проблемы, которые выходят далеко за пределы естествознания.
Тем самым они оказали особое влияние на философское мышление, определив новые перспективы и приведя естественные науки к тесному контакту с философией, особенно натурфилософией и теорией познания.
И в биологии, и тем более в философии постепенно преодолевается механическое мышление.
В то же время, как отмечает Б.М.Бид-Бад, это была «эпоха жестоких противоречий и глубокого разлада во всей мировоззренческой и духовной сфере.
Кризис физики.
Кризис психологии.
Конфликт между рационализмом и эмпиризмом.
Быстрый рост положительного знания противостоял агностицизму; метание философии между религией и наукой вело к скептицизму ее отречение от самой себя.
Происходила поляризация социальных идеалов» (33, с.8).


[стр.,45]

Параллельно с новыми перспективами развития человеческого общества, прогресса науки и техники, решением педагогических проблем, развитием образования и подъемом культурного уровня населения промышленная революция несла в себе опасность усиления отчуждения личности.
«Промышленный индустриализм, подчеркивает В.Бакиров, порождает трагедийную социокультурную форму личностного бытия человека.
«Индустриальный» человек способен к личностному поведению, к автономной социально-нравственной жизнедеятельности.
Но эта потенциальная внутренняя свобода нереализуема в машино-подобных социальных системах, требующих от человека подчинения, выполнения предустановленных правил, множества команд, неукоснительного следования многочисленным указаниям, обступающим его с момента рождения и до самой смерти.
Здесь проявляется онтологическая особенность цивилизации индустриализма: подчиненность деятельности структурами»(17, с.69).
Таким образом, огромный потенциал, накопленный человечеством за долгие годы его развития, неожиданно восстал против самих творцов.

Именно поэтому на рубеже Х1Х-ХХ веков стало бурно развиваться человековедение, повсеместно заговорили о «педоцентристской революции», которая явилась закономерным следствием развития в новых исторических условиях гуманистических тенденций, которые изначально пронизывали западную педагогику.
Несмотря на усиление отчуждения личности в обществе, все большую актуальность приобретала проблема человеческой индивидуальности, свободы и творческого развития.
Актуализация гуманистических тенденций в рассматриваемый период была обусловлена прежде всего изменениями производства, новыми условиями труда и отношениями в обществе, которые требовали формирования человека активного, инициативного, умеющего применять знания в изме

[Back]