ханизму, способствующему преодолению негативных черт индустриальной цивилизации, помогающему человеку реализовать свою подлинную природу, обрести индивидуальность» [242, с.22]. Значительные достижения в области чсловекознания, растущее недовольство традиционной «школой учебы» способствуют повороту в педагогическом мировоззрении и приводят к возникновению на рубеже 19-20 вв. множества реформаторских образовательных движений, ориентированных на ребенка. Это явление культурной жизни стало своеобразной «педоцентристской революцией», которая явилась закономерным следствием развития в новых исторических условиях гуманистических тенденций, которые изначально пронизывали западную педагогику. Несмотря на усиление отчуждения личности в обществе, все большую актуальность приобретала проблема человеческой индивидуальности, свободы и творческого саморазвития и детской самодеятельности. В связи с этим, усилиями многих ученых и педагогов-практиков разрабатывался новый подход к воспитанию, где изучению ребенка уделялось очень большое место. Кредо педагогики, основанной на принципах педоцентризма, хорошо выразил Дж.Дьюи: «Ранее центр притяжения в системе воспитания находился вне ребенка: в учителе, в учебнике..., вне инстинктов и деятельности самого ребенка. Изменения, которые происходят, состоят в смещении центров притяжения. Эти изменения напоминают революцию, произведенную Коперником, сместившим астрологический центр от Земли к Солнцу. Ребенок становится солнцем, вокруг которого вращается воспитание, он центр, которому оно подчиняется» [318, с. 34]. Ребенок становился тем самым центром «педагогической вселенной». Этот подход к ребенку вошел в педагогику под названием педоцентризма. Именно этот фактор актуализации и широкого распространения педоцсптристских идей в западной педагогике начала XX в. мы рассматриваем одним из ведущих в развитии идеи детского самоуправления. 40 |
Параллельно с новыми перспективами развития человеческого общества, прогресса науки и техники, решением педагогических проблем, развитием образования и подъемом культурного уровня населения промышленная революция несла в себе опасность усиления отчуждения личности. «Промышленный индустриализм, подчеркивает В.Бакиров, порождает трагедийную социокультурную форму личностного бытия человека. «Индустриальный» человек способен к личностному поведению, к автономной социально-нравственной жизнедеятельности. Но эта потенциальная внутренняя свобода нереализуема в машино-подобных социальных системах, требующих от человека подчинения, выполнения предустановленных правил, множества команд, неукоснительного следования многочисленным указаниям, обступающим его с момента рождения и до самой смерти. Здесь проявляется онтологическая особенность цивилизации индустриализма: подчиненность деятельности структурами»(17, с.69). Таким образом, огромный потенциал, накопленный человечеством за долгие годы его развития, неожиданно восстал против самих творцов. Именно поэтому на рубеже Х1Х-ХХ веков стало бурно развиваться человековедение, повсеместно заговорили о «педоцентристской революции», которая явилась закономерным следствием развития в новых исторических условиях гуманистических тенденций, которые изначально пронизывали западную педагогику. Несмотря на усиление отчуждения личности в обществе, все большую актуальность приобретала проблема человеческой индивидуальности, свободы и творческого развития. Актуализация гуманистических тенденций в рассматриваемый период была обусловлена прежде всего изменениями производства, новыми условиями труда и отношениями в обществе, которые требовали формирования человека активного, инициативного, умеющего применять знания в изме |