Проверяемый текст
Валеева, Роза Алексеевна; Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века (Диссертация 1997)
[стр. 41]

I ^ОССНЙСКАИ Г о с у / ^ р с т о /:н к а я I ДИйЛИОТЦКА Конец XIX начало XX века характеризуется в педагогике своеобразной «педоцентристской революцией».
Именно в этот период происходит интенсивная переоценка духовных ценностей, среди которых на первый план выдвигается ребенок и проблемы его воспитания и развития.
Этот сдвиг в педагогическом мировоззрении был закономерным следствием развития идеи, высказанной Коменским и продолженной Руссо и Песталоцци педагогический процесс должен строиться в соответствии с природными задатками ребенка и должен быть направлен на раскрытие и развитие этих естественных особенностей.
На рубеже Х1Х-ХХ веков эти идеи получили научное обоснование на базе новейших достижений педагогики и психологии, обратившихся к изучению и раскрытию механизмов формирования и функционирования психических процессов
[37].
Педоцентристы, опираясь на гуманистический опыт прошлого, используя научные открытия и учитывая новые жизненные реалии, переосмысливают понятие «воспитание», отказываясь от классической для западной педагогики трактовки его как гармонического развития личности (Г.Б.Корнетов).
Характерными в этой связи являются взгляды английского педагога и психолога А.Бэна, связывавшего понимание воспитания «с пониманием индивидуальности воспитуемого, признанием присущего только и исключительно ему пути к счастью, тем самым провозглашая плюрализм в определении объема и качества содержательного наполнения воспитания, ориентированного, прежде всего, на конкретного ребенка, его индивидуальные потребности и возможности, мотивы и интересы» [242, с.21-22].
Знаменательно, что эта переоценка целей воспитания сопровождается резкой критикой традиционной школы и семьи, игнорирующим самобытность ребенка, его стремление к самореализации, отчуждающими ребенка от жизни.
Большое влияние на развитие гуманистической педагогической мысли оказала книга шведской писательницы Эллен Кей (18491926) с символическим названием «Век ребенка», в которой она выразила
41
[стр. 47]

47 тром «педагогической вселенной».
Этот подход к ребенку вошел в педагогику под названием педоцентризма.
Конец XIX начало XX века характеризуется в педагогике своеобразной «педоцентристской революцией».
Именно в этот период происходит интенсивная переоценка духовных ценностей, среди которых на первый план выдвигается ребенок и проблемы его воспитания и развития.
Этот сдвиг в педагогическом мировоззрении был закономерным следствием развития идеи, высказанной Коменским и продолженной Руссо и Песталоцци педагогический процесс должен строиться в соответствии с природными задатками ребенка и должен быть направлен на раскрытие и развитие этих естественных особенностей.
На рубеже Х1Х-ХХ веков эти идеи получили научное обоснование на базе новейших достижений педагогики и психологии, обратившихся к изучению и раскрытию механизмов формирования и функционирования психических процессов.

Педоцентризм содействовал новому осмыслению понятия «воспитание», которое рассматривалось как процесс развития ребенка, учитывающий индивидуальные потребности, возможности, мотивы и интересы.
Знаменательно, что эта переоценка целей воспитания сопровождается резкой критикой традиционной школы и семьи, игнорирующим самобытность ребенка, его стремление к самореализации, отчуждающими ребенка от жизни.
Большое влияние на развитие гуманистической педагогической мысли оказала книга шведской писательницы Эллен Кей (18491926) с символическим названием «Век ребенка», в которой она выразила
протест против деспотической семьи, сухого формализма школы и против всего общественного уклада, тормозящего свободное развитие ребенка, уничтожающего жажду к знаниям, самостоятельность и наблюдательность.
Лишь небольшая часть детей может, по мнению Кей, пройти через школу,

[Back]