Проверяемый текст
Валеева, Роза Алексеевна; Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века (Диссертация 1997)
[стр. 71]

добных дел встречаются жалобы на старших детей, которые не давали спать после отбоя; на мальчика, который присвоил приготовленную для урока учителем труда доску и смастерил полку; кого-то из детей, которые унесли без спросу глину для занятий.
Все эти жалобы могут показаться отражением своеобразной борьбы между взрослыми и детьми, которая якобы существовала в Саммерхилле.
Важнейшей функцией было осуществление идеи защищенности ребенка в детском сообществе.
Саммерхилльское общество очень сурово относилось к тем, кто обижал слабых и беззащитных.
Среди законов, которые были приняты самоуправлением и которым надлежало безукоснительно следовать, был и такой: «За все случаи издевательств над более слабыми последует суровое наказание».

Нейлл не видел никакой альтернативы саммерхилльской демократии, считая, что она даже справедливее политической демократии в обществе, поскольку дети взаимно доброжелательны, а все законы принимаются на общем собрании и никогда не существует проблемы бесконтрольности избранных депутатов.

Таким образом, детское самоуправление в Саммерхилле удовлетворяло детскую потребность самостоятельно организовать свою жизнь, утверждало атмосферу защищенности в детском сообществе и содействовало решению всех возникающих проблем межличностных взаимоотношений.
Результаты контент-анализа функций самоуправления представлен в таблице 3.
71
[стр. 266]

266 *к В других воспитательных системах функцию разбора жалоб и нарушений играли общие собрания.
Так, в Саммерхилле последовательно провоФ дили в жизнь защиту слабых и беззащитных.
Среди законов, которые были приняты самоуправлением и которым надлежало безукоснительно следовать, был и такой: "За все случаи издевательств над более слабыми последует суровое наказание".

Тем временем подобных случаев в жизни Саммерхилла было очень мало.
Нейлл считал, что основной причиной детской жестокости является то чувство ненависти, которое рождается в ответ на авторитаризм взрослых.
Не имея возможности вылить эту вражду на старших, дети обращают ее на младших и более слабых.
Атмосфера жизни в ^ Саммерхилле снимала эту жестокость в межличностных взаимоотношениях.
Если какой-то ребенок вел себя несносно, все детское общество выражало свое недовольство.
А поскольку каждый ребенок заинтересован в принятии обществом, он быстро учится вести себя по общим правилам.
# Никакой муштры или суровой дисциплины просто не нужно.
Утверждению самочувствия защищенности в гуманистических воспитательных системах содействовала гласность, которая обеспечивалась деятельностью органов самоуправления, изданием еженедельной детской газеты.
Оценивая значение газеты, Корчак писал: "Воспитательное учреждение без газеты кажется мне беспорядочным и безнадежным топтанием на месте и брюзжанием воспитателей, повторением одного и того же без определенной цели и без контроля над детьми, чем-то временным и случайным, без традиции, без воспоминаний, без перспектив" (228,с.206).
Из этого утверждения становится ясным, отчего в его детских домах уделялось щ такое большое внимание еженедельным общим, обязательным для детей и персонала читкам газеты детского дома.
И 266

[стр.,286]

286 сте взятые.
Это великолепная форма упражнения в публичном выступлении, и большинство детей делает это без всякого смущения.
Я часто слышал вполне разумные рассуждения детей, не умевших ни читать, ни писать" (580, с.62 ).
Нейлл не видел никакой альтернативы саммерхилльской демократии, считая, что она даже справедливее политической демократии в обществе, поскольку дети взаимно доброжелательны, а все законы принимаются на общем собрании и никогда не существует проблемы бесконтрольности избранных депутатов.

Как показал анализ гуманистической воспитательной практики, несмотря на то, что педагоги-гуманисты наделяли самоуправление важными и ответственными функциями, они отнюдь не абсолютизировали его роль в процессе воспитания, не умаляли роли авторитета самих воспитателей.
В организации правильного педагогического руководства его деятельностью они видели первое и основное условие успешного развития детского само" l управления, поскольку там, где воспитатели предоставляют детей самим себе, самоуправление от этого не выигрывает дети не могут стихийно и самостоятельно научиться целеустремленному руководству своей жизнью.
Самоуправление детей, по их мнению, это по сути дела результат сложной и длительной деятельности педагогов.
«Самоуправление требует больше внимания, больше усилия, больше времени от воспитателя, углубляет и оживляет, но в то же время и усложняет надолго его труд.
Не заменяет воспитателя, не отстраняет, не автоматизирует работу», отмечал Корчак (567, с.69).
Характер взаимодействия детского самоуправления и педагогического коллектива, который существовал в реформаторских школах, прежде всего давал широкие возможности для развития детской самодеятельности, активности и инициативы.
Тем самым реализовались гуманные идеи о пре286

[стр.,287]

287 доставлении детям права на самостоятельную организацию собственной жизни.
Дети пользовались в этих школах правами не мнимыми, а подлинными.
Это способствовало формированию у них чувства равноправия и созданию демократического стиля отношений между взрослыми и детьми.
В то же время в сложной работе по созданию справедливого сообщества дети не были предоставлены сами себе.
Не ограничивая деятельность самоуправления путем давления, прямых запретов, педагогический коллектив в исследованных реформаторских школах обеспечивал руководство его деятельностью через воспитателя.
Являясь связующим звеном между педагогическим советом и самоуправлением, воспитатель создавал условия для обеспечения единства воспитательных воздействий, единства задач и путей их решения.
Подобный характер руководства детским самоуправлением в гуманистических воспитательных системах явился важнейшей предпосылкой создания единого воспитательного коллектива, решавшего общие вопросы организации жизни детей.
Таким образом, обобщая опыт организации деятельности детского самоуправления в реформаторских школах Европы рассматриваемого периода, можно сделать следующие выводы: 1.
Детское самоуправление в гуманистических воспитательных учреждениях удовлетворяло детскую потребность самостоятельно организовать свою жизнь, утверждало атмосферу защищенности в детском сообществе и содействовало решению всех возникающих проблем межличностных взаимоотношений.
2.
Самоуправление не носило характер организованной игры, а было реальным участием воспитанников в решении важных для жизни детского сообщества задач.

[Back]