Проверяемый текст
Валеева, Роза Алексеевна; Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века (Диссертация 1997)
[стр. 88]

ли выставки лучших свободных текстов, рисунков, альбомов, изделий из дерева и картона.
Для ведения собрания из числа старшеклассников избирается председатель.
Главное внимание он уделяет рассмотрению школьной стенной газеты.
Газета в школе Френе это абсолютно уникальное явление.
Каждый понедельник в школьном коридоре вывешивался большой лист плотной белой бумаги, разделенный на четыре колонки.
Каждая из колонок была озаглавлена: «Я критикую» «Я хвалю» «Я хотел бы» «Я сделал».
Рядом с этим листом висел привязанный карандаш, чтобы каждый ребенок в любой момент мог записать то, что он хочет.
Стирать было запрещено.
Кроме того, каждую запись нужно было обязательно подписать.

Председатель зачитывал записи в газете, а собрание требовало объяснений от автора записи и от того, кого он критиковал.
Дети бурно обсуждали все замечания, встречали аплодисментами записи из рубрики «Я хвалю», высказывали свою точку зрения по поводу предложений в рубрике «Я хотел бы».

Собрание, как правило, не наказывало, а лишь призывало исправиться.
Самым суровым решением собрания по отношению к нарушителю дисциплины был запрет на определенное время делать записи в стенгазете.
Дети остро переживали это наказание.

Значение самоуправления в системе Френе трудно переоценить.
В процессе общей деятельности дети лучше узнавали друг друга, постигали свою способность выполнять ту или иную работу, учились критически смотреть на свои начинания и искать причины неудач.
Они приобретали умение предвидеть и оценивать свои силы, планировать деятельность и задумываться над результатами своих решений, то есть выбирать между тем, что хочешь, и тем, что действительно можешь достичь (см.
схему 3).
88
[стр. 163]

рушениям относится, например, езда на чьем-либо велосипеде без разрешения хозяина, плохое поведение в кино, хождение по крыше, разбрасывание еды в столовой.
Обычно вердикт собрания принимался виновным.
Если же нет, у него было право отказаться от постановления собрания.
В таком случае незадолго до окончания совета председатель еще раз выносил этот вопрос на обсуждение.
Интересно, что провинившиеся никогда не испытывали гнева или ненависти но поводу наказания, отмечает Нейлл.
Прежде всего потому, что наказания не унижали детей морально.
Единственным результатом было то, что дети осознавали свою вину и то, что должны понести наказание.
Важно также от метить, что собрание от начала до конца организовывалось и проводилось детьми.
Лишь в очень редких случаях дети обращались ко взрослым с просьбой о совете.
В Виккерсдорфе также фактически не применялись наказания.
Нарушителей общественного порядка записывали в журнал и их фамилии объявлялись на вечерней линейке перед всей школой.
Если же кто-то особенно часто нарушал дисциплину, несмотря на усилия старших товарищей, или совершил серьезный проступок, то он должен был загладить свою вину полезным для всей школы делом за счет своего свободного времени.
Иногда нарушение общих правил происходило в силу отсутствия навыков какойто работы.
Тогда ему помогали до тех пор, пока он не научится выполнять ее самостоятельно.
Собрание в школе Селестена Френе тоже, как правило, не наказывало, а лишь призывало исправиться.
Самым суровым решением собрания по отношению к нарушителю дисциплины был запрет на определенное время делать записи в стенгазете.
Дети остро переживали это наказание.


[стр.,268]

была озаглавлена: "Я критикую" "Я хвалю" "Я хотел бы" "Я сделал”.
Рядом с этим листом висел привязанный карандаш, чтобы каждый ребенок в любой момент мог записать то, что он хочет.
Стирать было запрещено.
Кроме того, каждую запись нужно было обязательно подписать.

На субботнем собрании председатель зачитывал записи в газете, а собрание требовало объяснений от автора записи и от того, кого он критиковал.
Дети бурно обсуждали все замечания, встречали аплодисментами записи из рубрики "Я хвалю", высказывали свою точку зрения по поводу предложений в рубрике "Я хотел бы".

Тем самым ни один из вопросов, волновавших детей, не оставался без внимания школьного кооператива, не было места и обидам; каждый знал абсолютно точно, что он защищен силой общественного мнения от любой несправедливости по отношению к себе.
Решающее значение для свободного уверенного самочувствия детей в коллективе сторонники гуманистического воспитания придавали здоровому общественному мнению.
В нем они видели прежде всего своеобразный регулятор внутриколлективных отношений.
Общественное мнение, сформировавшееся на основе высоких нравственных норм, ценностных ориентаций, влияет на характер взаимоотношений в коллективе.
Важной функцией общественного мнения они считали предъявление к личности определенных требований действовать в соответствии с принятыми и одобренными нравственными нормами и образцами поведения.
Воспитывающее общественное мнение позволяет дать объективную оценку личности, ее поведению, ее отношениям с товарищами, что способствует правильному определению положения личности в коллективе, ее достоинств и недостатков.
Оно помогает ребенку выработать объективную самооценку, способствуя его самовоспитанию.

[Back]