сутствием принуждения, но и подчинением долгу. Поэтому его «Свободная школьная община» это не анархия безначалия, а своеобразная патриархальная демократия. Подобная система отношений благотворно влияла на всех детей: и старших, и младших. Общественное мнение детского сообщества помогало формировать у них такие нравственные качества, как честность, принципиальность, ответственное отношение к любому делу. Тем не менее, надо отметить, что Винекен не считал систему самоуправления в Виккерсдорфе универсальным средством, которое необходимо копировать и механически переносить в другую среду. По его мнению, эта система «работала» прежде всего потому, что в Виккерсдорфе собрались единомышленники учителя и учащиеся, объединенные общей идеей «юношеской культуры». Кроме того, в его школе-интернате было небольшое количество детей без резких возрастных различий, которые с большим уважением, трепетно относились к своему детищу. В этих условиях детское самоуправление действительно может иметь широкие полномочия, как это было в Виккерсдорфе. В противном случае, самоуправление может иметь обратный эффект: стать органом насилия одних учащихся над другими. По-видимому, не только общая идея Виккерсдорфа содействовала воспитанию у учащихся чувство уважения к своей школе и гордости за нее, которые Винекен считает основным условием эффективности системы самоуправления. Краеугольным камнем подобного отношения к общине является, кроме того, на мой взгляд, гуманистическая нравственная атмосфера детского учреждения, самочувствие защищенности каждого воспитанника в ребячьем сообществе, чему в немалой степени содействовала система опеки старших и уважаемых воспитанников над младшими и особая форма организации первичного коллектива в Виккерсдорфе. В Виккерсдорфе уделялось большое внимание формированию нравственного идеала учащихся в процессе художественно-творческой дея99 |
воспитанник в Виккерсдорфе чувствовал себя настоящим хозяином в школе, а не пассивным объектом воспитания. Несмотря на то, что Винекен провозглашает полное равенство учителя и ученика, он признает и дисциплину, в создании которой участвуют сами ученики. Свобода в таком случае становится не только отсутствием принуждения, но и подчинением долгу. Поэтому его «Свободная школьная община» это не анархия безначалия, а своеобразная патриархальная демократия. Подобная система отношений благотворно влияла на всех детей: и старших, и младших. Общественное мнение детского сообщества помогало формировать у них такие нравственные качества, как честность, принципиальность, ответственное отношение к любому делу. Именно этим, по мнению С.И.Гессена «определяется основное правило организации авторитета: школьная власть как носительница внешнего закона должна быть организована так, чтобы воспитывать к свободе» (121,с. 156). Точных рецептов того, как пронизать авторитет свободой, не существует, однако есть общий принцип, согласно которому, хотя правила поведения и предписываются ученику извне, они должны быть таковы, как будто ученик сам их себе поставил. Этот вывод С.И.Гессена в полной мере относится к практиве гуманистического воспитания в XX веке. В воспитательных системах гуманистической направленности (Я.Корчак, Г.Винекен, А.Нейлл, О.Шпиль, С.Френе) утверждался дух права, особая атмосфера, которая воспитывала в детях способность уважать права других, одновременно отстаивая свои собственные. А свобода в этих воспитательных учреждениях не означала вседозволенности и анархии. Другим аспектом этой же проблемы является взаимосвязь свободы и принуждения и как следствие использование наказаний и поощрений в воспитательном процессе. Абсолютное большинство педагогов-гуманистов 285 цель своей воспитательной деятельности благо ребенка. Так, Г.Винекен не считал систему самоуправления в Виккерсдорфе универсальным средством, которое необходимо копировать и механически переносить в другую среду. По его мнению, эта система "работала" прежде всего потому, что в Виккерсдорфе собрались единомышленники учителя и учащиеся, объединенные общей идеей "юношеской культуры". Кроме того, в его школеинтернате было небольшое количество детей без резких возрастных различий, которые с большим уважением, трепетно относились к своему детищу. В этих условиях детское самоуправление действительно может иметь широкие полномочия, как это было в Виккерсдорфе. В противном случае, самоуправление может иметь обратный эффект: стать органом насилия одних учащихся над другими. По-видимому, не только общая идея Виккерсдорфа содействовала воспитанию у учащихся чувства уважения к своей школе и гордости за нее, которые Винекен считает основным условием эффективности системы самоуправления. Краеугольным камнем подобного отношения к общине является, кроме того, на мой взгляд, гуманистическая нравственная атмосфера детского учреждения, самочувствие защищенности каждого воспитанника в ребячьем сообществе, чему в немалой степени содействовала система опеки старших и уважаемых воспитанников над младшими и особая форма организации первичного коллектива в Виккерсдорфе. За многие годы существования Саммерхилла Нейлл также не изменил своего отношения к самоуправлению. "Невозможно переоценить воспитательного значения подобной практической науки о правах и обязанностях гражданина. В Саммерхилле дети до конца бы боролись за право самоопределения. По моему мнению, одно еженедельное общее собрание имеет гораздо больше значения, чем все школьные предметы за всю неделю вме285 |