Проверяемый текст
Иванова, Ольга Вячеславовна. Деликтная ответственность налоговых органов (Диссертация 2002)
[стр. 57]

57 § 4.
Условия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный налоговыми органами и их должностными лицами Все правонарушения совершаются лицами, их действиями.
Именно поэтому рассмотрение состава любого правонарушения обычно начинается с первого элемента — с действия лица, то есть с того, как оно проявило себя.
Причем в начале исследования юриста интересует внешняя, объективная
сторона деликта: какие действия совершены, с тем, чтобы затем выяснить их противоправность, вредный результат и его причинную обусловленность, 4 виновность субъекта.
Рассмотрение действий в качестве первичного элемента состава правонарушения с самого начала ограничивается двумя моментами: вопервых, в каждом исследовании состава речь идет не о всяких, а только о противоправных действиях; действия вообще (как акты поведения человека, которые исходят из определенных мотивов и направлены на известную цель) изучаются психологией, а не правом; право лишь использует данные психологии.
Однако ст.
1064 ГК РФ не содержит прямого указания на противоправность поведения причинителя вреда как на обязательное условие внедоговорной ответственности1.
Противоправность поведения в гражданских правоотношениях
означает любое нарушение чужого субъективного (применительно к деликтным отношениям — абсолютного) права, влекущее причинение вреда, если иное не предусмотрено в законе2.
Обязательства из причинения вреда
основываются на так называемом принципе генерального деликта, «согласно которому причинение вреда одним лицом другому само по себе признается противоправным и влечет обязанность возместить этот вред, если иное не установлено законом.

1 См.: Рожкова М.
Некоторые аспекты процесса доказывания по делам о возмещении вреда //
Хоз-во и право.
2000.
№ 9.
С.
122-128.
2 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный).
М., 1997.
С.
656.
[стр. 26]

25 должного поведения1.
Противоправность служит юридическим выражением опасности или вредности правонарушений для общества.
Что касается деликтов налоговых органов, то общественная вредность некоторых из них возвышается до уровня общественной опасности.
Об этом свидетельствует, в частности, трансформация составов отдельных правонарушений в сфере деятельности налоговых органов в составы уголовных преступлений (например, ст.
169 УК РФ воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и другие).
Противоправность поведения в гражданских правоотношениях,
■ имеющая две формы — действие или бездействие, означает любое нарушение чужого субъективного (применительно к деликтным отношениям — абсолютного) права, влекущее причинение вреда, если иное не предусмотрено в законе.
Обязательства из причинения вреда
опираются на принцип генерального деликта, согласно которому каждому запрещено причинять вред имуществу или личности кого-либо и всякое причинение вреда другому является противоправным, если лицо не было управомочено нанести вред.
К числу подобных случаев, в частности, относится причинение вреда в услови& ях необходимой обороны, причинение вреда по просьбе или с согласия потерпевшего, когда действия причинителя вреда не нарушают нравственных принципов общества (к примеру, согласие больного на проведение операции или применение новых, неопробованных препаратов и методов лечения, которые не исключают возможности неблагоприятных последствий; согласие собственника на уничтожение или повреждение принадлежащей ему вещи, если при этом не нарушаются права и интересы других лиц).
Причинение вреда правомерными действиями, по общему правилу, не влечет ответственности.
Такой вред подлежит возмещению лишь в предусмотренных законом случаях.
Например, вред, причиненный в состоянии Лучин В.О.
Конституционные деликты.
2000.
№ 1 С.
13

[стр.,52]

51 Как уже отмечено выше, мы употребляем такие выражения, как «объективные и субъективные основания гражданско-правовой ответственности» (например, причинная связь как объективное основание ответственности», «вина как субъективное основание ответственности» и т.
п.), однако всегда имеем в виду, что в данном случае речь идет о них как об элементах состава гражданского правонарушения.
Иначе говоря, элементы состава являются одновременно и основаниями ответственности, совпадают с ними.
Какихлибо других оснований ответственности, которые бы отличались от элементов состава, с нашей точки зрения, не существует.
В совокупности они представляют собой определенное единство и взаимосвязаны друг с другом, хотя и обладают качественными особенностями.
Вместе с тем каждое из них в методических целях может рассматриваться самостоятельно и независимо друг от друга.
Подытоживая сказанное об элементах состава гражданского правонарушения, можно сделать вывод, что такими элементами являются различные субъективные и объективные признаки.
Одним из них гражданское право полагает виновность правонарушителя в форме умысла или неосторожности.
Вместе с тем оно не считает субъективное состояние правонарушителя единственным и всепоглощающим основанием ответственности.
Не меньшее (а в некоторых случаях исключительное) значение приобретают объективные элементы состава в виде противоправного действия и вредного результата, находящиеся в определенной причинной связи между собой.
ПРОТИВОПРАВНОЕ ДЕЙСТВИЕ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) Все правонарушения совершаются людьми, их действиями.
Именно поэтому рассмотрение состава любого правонарушения обычно начинается с первого элемента — с действия лица, то есть с того, как оно проявило себя.
Причем в начале исследования юриста интересует внешняя, объективная


[стр.,53]

52 сторона деликта: какие действия совершены, с тем, чтобы затем выяснить их противоправность, вредный результат и его причинную обусловленность, виновность субъекта.
Рассмотрение действий в качестве первичного элемента состава правонарушения с самого начала ограничивается двумя моментами: во-первых, в каждом исследовании состава речь идет не о всяких, а только о противоправных действиях; действия вообще (как акты поведения человека, которые исходят из определенных мотивов и направлены на известную цель) изучаются психологией, а не правом; право лишь использует данные психологии.
Однако ст.
1064 ГК РФ не содержит прямого указания на противоправность поведения причинителя вреда как на обязательное условие внедоговорной ответственности*.
Противоправность поведения в гражданских правоотношениях "означает любое нарушение чужого субъективного (применительно к деликтным отношениям — абсолютного) права, влекущее
при'К чинение вреда, если иное не предусмотрено в законе"2.
Обязательства из причинения вреда основываются на так называемом принципе генерального деликта, "согласно которому причинение вреда одним лицом другому само по себе признается противоправным и влечет обязанность возместить этот вред, если иное не установлено законом.

Поэтому кредитор потерпевший в Ю 'Рожкова М.
Некоторые аспекты процесса доказывания по делам о возмещении вреда.
//
Хозяйство и право.
№ 9.
2000.
С.
122-128 2 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный).
М., 1997.
С.
656.

[Back]