Проверяемый текст
Курушин, Владимир Иванович; Модернизация управления профессиональной подготовкой кадров в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (Диссертация 2005)
[стр. 44]

44 вовать социальному развитию, равновесию, стабильности и порядку.
В ходе реализации механизмов социального контроля общество и его инсіитуты обеспечивают трансляцию и социализацию социальных ценностей и норм, поощряют за их соблюдение или допустимое реформирование, наказывают за нарушение1.
Современные исследователи издали немало трудов, посвященных анализу социальной природы ценностно-нормативных регулятивов в историческом развитии общества.
В частности зарубежные ученые сконструировали так называемую модель социума, предназначенную для фиксирования механизмов социальной согласованности и целостности.
В западной социологии
разработан ряд модификаций такой модели.
Так, М.
Вебер полагал, что, будучи компонентами механизма социального регулирования, социальные ценности и нормы являются теми средствами, при помощи которых общество на любом этапе своего развития направляет и координирует социальное поведение своих членов.
По Веберу, ценности и нормы служат фундаментом мотивации поведения людей, основанием целостности социальной системы.

Общесіво, в котором достигнут консенсус относительно базовых социальных ценностей и норм, может с полным основанием рассматриваться как стабильная система, ибо устраняется главный источник противоречий, порождающий катаклизмы, потрясения2.
Э.
Дюркгейм считал, что основой, «интегрирующей» общество, является общественное сознание общие верования,
чувсіва, ценности и нормы.
По его мнению, именно умаление общих верований и чувств означает ослабление социальных связей между людьми, которое грозит дезинтеграцией общества, его распадом.
Поэтому силу коллективного сознания, его воздействия на индивида Дюркгейм представил в качестве важнейшего средства обеспечения стабильности социальной системы и ее «нормативного» функционирования3.

Согласно П.А.
Сорокину, ценности и нормы представляют собой своеобразный культурный код, ибо каждая культура рождает новую систему
ценно1См .
Колиев ІО ІО.
Сафиу.гшн IIX Социология девиаи пюго поведения Казань, 2003 С 47-49.
2См.Вебер М Избранные произведения Пер с нем /С о с т ,о б щ ред и послесл 1011.
Давыдова, Иредисл.
II П.
Гайденко, Коммент.
А.Ф Филиппова М., 1990 С.
536-538.
3См '.Дюркгейм Э Социолоіия М , 1996 С.
191-194
[стр. 44]

44 ния могут быть демонтаж старой системы, ее реконструкция^ регулирование.
Последнее, как уже было показано выше, традиционно рассматривается как одна из основополагающих целевых функций управления, достижение которой обеспечивается с помощью определенных, сознательно или стихийно, эволюционно или революционно, исторически созданных организационных, политических, экономических, идеологических и социальных регулятивов.
Среди способов социального регулирования особое место занимает ценностно-нормативная регуляция [20,44,50].
В научной литературе имеется немало трудов, посвященных анализу социальной природы ценностно-нормативных регулятивов в историческом развитии общества.
Зарубежные исследователи сконструировали так называемую модель социума, предназначенную для фиксирования механизмов социальной согласованности и целостности.
В западной социологии разработан ряд модификаций такой модели.
Так, М.
Вебер полагал, что, будучи компонентами механизма социального регулирования, социальные ценности и нормы являются теми средствами, при помощи которых общество на любом этапе своего развития направляет и координирует социальное поведение своих членов.
По Веберу, ценности и нормы служат фундаментом мотивации поведения людей, основанием целостности социальной системы.

Общество, в котором достигнут консенсус относительно базовых социальных ценностей и норм, может с полным основанием рассматриваться как стабильная система, ибо устраняется главный источник противоречий, порождающий катаклизмы, потрясения [52].
Э.
Дюркгейм считал, что основой, «интегрирующей» общество, является общественное сознание общие верования,
чувства, ценности и нормы.
По его мнению, именно умаление общих верований и чувств означает ослабление социальных связей между людьми, которое грозит дезинтеграцией общества, его распадом.
Поэтому силу коллективного сознания, его воздействия на индивида Дюркгейм представил в качестве важнейшего средства обеспечения стабильности социальной системы и ее «нормативного» функционирования
[90,91].


[стр.,45]

45 Согласно П.А.
Сорокину, ценности и нормы представляют собой своеобразный культурный код, ибо каждая культура рождает новую систему
ценностей и норм, по которой можно судить о том, насколько успешно протекает процесс социокультурной идентификации нации, народа, происходит укрепление или разрушение национального самосознания, сохраняет ли нация себя как носителя уникального* только ей присущего типа культуры, или она постепенно утрачивает эту историческую миссию [269, 270].
Наиболее полно и четко ценностно-нормативная модель общества представлена в структурном функционализме Т.
Парсонса.
На первом этапе теоретического конструирования такой системы Парсонс исходил из работ М.
Вебера, Э.
Дюркгейма, П.А.
Сорокина, стремясь выявить в них элементы нового общего подхода, которые свидетельствовали бы о кризисе утилитаристских и позитивистских интерпретаций ценностей и норм, Иа основе этого анализа Т.
Парсонс 'приходит к пониманию человеческого действия как самоорганизующейся системы, специфику которой, в отличие от системы физического и биологического действия, он усматривал, во-первых, в символичности,'.то есть в наличии таких символических механизмов регуляции, как ценности; во-вторых, в нормативности, то есть в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм.
По Парсонсу, система ценностей и норм представляет собой результат реализации интегрирующей функции общества, она не дается извне, а вырабатывается существующими в данном обществе социальными институтами в процессе исторической практики.
Согласно Парсонсу, глобальной целью шобого политического режима является стремление сформировать систему базисных ценностей и норм, на которые ориентируются если не все, то подавляющая часть людей данного общества [217, 384, 385,386, 387, 388].
Конкретизируя вопрос о социальной природе ценностно-нормативных регулятивов, отечественная социология изначально рассматривает их как образование общественного сознания.
В российской социологической литературе также всегда была актуальной разработка историко-гносеологического аспекта

[стр.,70]

70 зволяет сформулировать дефиницию «социальная система», выделить ее уровни, специфические функции и характеристики» 7.
Согласно представлениям отечественной (Ю.Н.
Давыдов, Б.Ф.
Ломов, М.В.
Блуберг, В.Н.
Садовский, Э.Г.
Юдин) и зарубежной (Р.
Джонсон, Ф.
Каст, У.
Мур, Д.
Резенцвсйг) синергетики, важнейшей характеристикой управляемой социальной системы является наличие цели.
Под целью управления будем понимать идеальное по форме, предполагаемое, искомое состояние или свойство, почему-либо желательное, в направлении которого такая система изменяется под влиянием внутренних и внешних факторов.
Речь идет о состоянии, оптимальном для системы, в первую очередь для ее существования, адаптации к условиям функционирования и дальнейшего развития или прекращения таковых в соответствии с целями системы.
При этом целью управления могут быть также демонтаж старой системы, ее реконструкция, регулирование.
Последнее традиI ционно рассматривается как одна из основополагающих целевых функций управления, достижение которой обеспечивается с помощью определенных, сознательно и стихийно, эволюционно и революционно, исторически созданных организационных, политических, экономических, идеологических и социальных регулятивов.
Среди способов социального регулирования наиболее важное место занимает ценностно-нормативная регуляция.
8.
В научной литературе имеется немало работ, посвященных анализу социальной природы ценностно-нормативных регулятивов в историческом развитии человеческого общества.
Зарубежные исследователи сконструировали так называемую модель социума, предназначенную; для.фиксирования механизмов социальной согласованности и целостности.
В западной социологии
(М..
Вебером, Э.
Дюркгеймом, Т.
Парсонсом, П.
Сорокиным) разработан ряд базовых модификаций такой модели.
Конкретизируя вопрос о социальной природе ценностно-нормативных регулятивов, отечественная социология изначально рассматривает их как образование общественного сознания..
В российской социологической литературе также всегда была актуальной разработка историко

[Back]