Проверяемый текст
Хисамова, Алла Вячеславовна; Системный анализ и моделирование влияния экофакторов Севера РФ на функциональные системы организма учащихся (Диссертация 2005)
[стр. 21]

различной природы.
Отлетной реакцией организма на изменение окружающей среды является или болезнь, или длительная адаптация.
Неблагоприятные внешние факторы могут не являться первопричиной заболеваний, но,
безусловно, потенцируют их возникновение.
Реакции организма на воздействие экстремальных факторов среды обитания могут служить качественными критериями реального состояния экологической обстановки на конкретной территории
(3, 4, 7, S, 26, 43, 45, 69, 70].
Реакции организма человека на резкие смены климатических условий и антропогенного фактора являются достаточновыраженными общебиологическими реакциями приспособления.
Они касаются различных физиологических систем и вызывают начальные периоды временной адаптации или акклиматизации.

У человека, по даннымВ.А.
Матюхииа, А.Н.
Разумова, Н.А.
Агаджаняна, в начальный период пребывания на Севере отмечается повышение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы и общей возбудимости нервной системы в целом, снижается содержание инсулина в крови, стимулируются функции коры и мозгового слоя надпочечников, активизируются ферментные системы, разрушающие гормоны, учащается ритм сердечных сокращений, ускоряется кровоток, повышается артериальное давление [4, 72].
В осенне-зимний период, когда длительность светового дня сокращается до 5-6 часов, у человека снижается работоспособность, появляется апатия, возникают неадекватные реакции, чувство тревожности и напряженности, депрессии.
Человек ощущает постоянную сонливость.

Зрительная депревация негативно сказывается на работе головного мозга.
Б конце марта, когда световой день начинает увеличиваться и наступают «белые ночи» в мае-июне, у людей отмечается большая психическая активность, раздражительность, вспыльчивость, звуковая и световая гиперстезия, лабильность настроения и эмоции.
Сон сокращается до 5— 6 часов,
засыпание затруднено [85, 106J.
21
[стр. 24]

воздействия современного промышленного производства на урбанизированные территории в настоящее время достигли критических пределов.
Согласно опубликованным данным, в мире ежегодно в атмосферу поступает огромное количество техногенных вредных выбросов оксидов азота, 250 млн.
тонн пыли.
В результате всех процессов горения ежегодно образуются 200 млн.
тонн оксида углерода, 150 млн.
тонн диоксида серы, до 20 млн.
тонн диоксидов углерода.
По данным ВОЗ, более 80% всех болезней человека являются производными от состояния экологического напряжения.
В Российской Федерации экологические факторы вышли на одно из первых мест среди факторов, формирующих здоровье населения.
В начале XXI века ожидается увеличение техногенных нагрузок в 2,5-3 раза.
Научный прогноз свидетельствует о том, что в XXI столетии будут лидировать две группы заболеваний аллергические заболевания и болезни экологически обусловленные.
И Север здесь не является исключением.
Из числа техногенных факторов, воздействующих на среду и человека, следует выделить негативное влияние предприятий нефтяной и газовой промышленности, а также интенсивное использование транспорта и котельных.
Крупные промышленные города превращаются в центры острейших экологических проблем.
Общее воздействие неблагоприятных факторов городской среды снижает резистентность организма, приводит к более раннему возникновению заболеваний, ухудшает течение уже имеющихся.
Заболеваемость населения, как в фокусе, отражает весь спектр неблагоприятных экологических последствий, происходящих в среде обитания.
Значимость техногенного стресса для здоровья человека общеизвестна и общепризнанна: большинство патологических состояний прямо или косвенно связано с неблагоприятным воздействием антропогенных факторов различной природы.
Ответной реакцией организма на изменение окружающей среды является или болезнь, или длительная адаптация.
Неблагоприятные внешние факторы могут не являться первопричиной заболеваний, но,


[стр.,25]

безусловно, потенцируют их возникновение.
Реакции организма на воздействие экстремальных факторов среды обитания могут служить качественными критериями реального состояния экологической обстановки на конкретной территории.

Проблемы атмосферного загрязнения в ХМАО стоят значительно острее, чем на центральной и азиатской части страны.
Сера и нитратный азот явно привносятся со стороны мощнейшей уральской промышленной агломерации.
Что касается аммонийного азота, то здесь сформировался свой собственный сургутско-нижневартовский очаг, влияние которого будет охватывать все новые и новые территории, следуя розе ветров.
Предельно допустимая нагрузка на экосистемы низкой продуктивности уже давно и основательно превышена в районах интенсивной нефтегазодобычи (г.г.
Сургут, Когалым, Нижневартовск и др.), а также вокруг компрессорных станций на магистральных газопроводах.
В ХМАО одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха является сжигание попутного нефтяного газа в факелах (их в округе насчитывается около двухсот), обжиг нефти при ее аварийных сбросах на рельеф местности и в водоемы; 55% загрязнения воздуха приходится на долю автотранспорта и других передвижных источников.
Набор веществ очень широк: это жидкие и газообразные вещества (угарный газ, оксид азота т.
д.), минеральные кислоты (соляная, фосфорная кислоты и т.
д.), простые органические вещества: альдегиды, эфиры, углеводороды, кетоны, фенолы, твердые вещества: сажа, зола, токсичная пыль, обогащенная оксидами металлов, мышьяком, свинцом.
Например, выбросы техногенных поллютантов в атмосферный воздух на территории ХМАО в 1997 году составили 1785 тыс.
тонн; удельная нагрузка загрязняющих веществ составила 3,3 тонн/км2.
В районах с развитой промышленностью (Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский) этот показатель достиг 11 тонн/км2.
На предприятиях нефтяной и газовой промышленности в 1997 году суммарный выброс загрязняющих веществ составил 825 тыс.
тонн, из них

[стр.,27]

территории нефтедобывающих районов округа нефтью, минерализованными водами и химическими реагентами в такой степени оказало отрицательное воздействие на все компоненты природной среды, что вполне правомерны предложения об отнесении Нижневартовского, Нефтеюганского и Сургутского районов к числу территорий экологического бедствия.
Реакции организма человека и животных на резкие смены климатических условий и антропогенного фактора являются достаточно выраженными общебиологическими реакциями приспособления.
Они касаются различных физиологических систем и вызывают начальные периоды временной адаптации или акклиматизации.

По данным В.А.
Матюхина, А.Н.
Разумова, Н.А.
Агаджаняна [1,2, 89,90], у человека в начальный период пребывания на Севере отмечается повышение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы и возбудимость нервной системы в целом, снижается содержание инсулина в крови, стимулируются функции коры и мозгового слоя надпочечников, активизируются ферментные системы, разрушающие гормоны, учащается ритм сердечных сокращений, ускоряется кровоток, повышается артериальное давление.
В период полярной ночи снижается работоспособность, появляется апатия, возникают неадекватные реакции, чувство тревожности и напряженности, депрессии.
Человек ощущает постоянную сонливость.

То, что глаза в это время пропускают мало информации, негативно сказывается на работе головного мозга.
А в полярный день отмечается большая психическая активность, раздражительность, вспыльчивость, звуковая и световая гиперстезия, лабильность настроения и эмоции.
Сон сокращается до 5— 6 часов,
затрудняется засыпание.
Многими учеными утверждается, что проживание людей на Севере РФ сопровождается повышенной заболеваемостью и течением болезней в более тяжелой форме, с большим, чем в умеренных широтах, числом смертельных исходов [1, 2, 26, 53, 69,90].
Наибольшие изменения ФСО возникают после 10-летнего пребывания на Севере.
Так при изучении процессов адаптации

[Back]