Проверяемый текст
Хисамова, Алла Вячеславовна; Системный анализ и моделирование влияния экофакторов Севера РФ на функциональные системы организма учащихся (Диссертация 2005)
[стр. 24]

наблюдается и северная кардиоангиопатия [3.
51J, умеренная легочная гипервентиляция, ухудшение бронхиальной проходимости, снижаются количество лейкоцитов и иммунологическая реактивность организма в целом.
Такая динамика характерна для тонической регуляции триады механизмов
фазатонной регуляциин (нейромо горный, нейротрансмитгерный и иейроьегетативпые компоненты) [33, 98].
Огромная регуляторная роль фазотонного механизма, создающая основу базисного биоритма
нейровегетативиого гомеостаза организме человека.
Разработка новых теоретических и научно-практических подходов, которые бы доказывали определенное единство в системах организации и управления нейромоторным, нейротрансмиттерным и нейровегетативным систсмокомплексами может базироваться на современных методах анализа показателей функциональных систем организма человека в норме и при патологии.
В настоящее время установлено, что существует тесная связь между тонической моторной системой и парасимпатическим отделом вегетативной нервной системы с задействованием холинергичсского иейротрансмиттерного механизма, а также между фазической моторной системой и симпатическим отделом ВИС с задействованием катехоламинергичсского нейротрансмиттерного механизма [33, 98].
Системный анализ показателей функциональных систем организма человека на Севере РФ позволил установить преобладание топической фазы состояния фазатона мозга над фазическим состоянием, что способствует снижению иммунных ответов, повышению пролиферативною потенциала клеток, гипокоагуляции и, как следствие, осложненного протекания любого из изучаемых нами гинекологических заболеваний, а также увеличению процента больных с этими заболеваниями среди населения ХМАО.
Таким образом, основными медико-экологическими задачами на Севере являются: выявление и оценка комплекса факторов риска и
24
[стр. 33]

организма, взаимосвязывающей его в направлении адаптивных реакций к условиям и требованиям среды (В.Г.
Вогралик, В.М.
Вогралик, 1988).
Исследования В.М.
Еськова подтверждают, что у коренных жителей Севера преобладает тонус парасимпатической вегетативной системы в регуляции функций (нормальное или пониженное артериальное давление, адекватность реакций сосудов кожи на гипертермию).
У приезжего населения наблюдаются колебания артериального давления в сторону гипертензии.
Одновременно повышается уровень гормонов надпочечников на фоне снижения сахара в крови (Бобров Н.
И., 1979 г.
и др., Панин Л.
Е., Соколов В.
П.
1981 г.), учащаются случаи гипертрофии левого желудочка, легочной гипертензии.
Кроме гипертензии сосудов большого круга кровообращения наблюдается и северная кардиоангиопатия (Авцын А.
П., и др., 1985 г.), умеренная легочная гипервентиляция, ухудшение бронхиальной проходимости, снижаются количество лейкоцитов и иммунологическая реактивность организма в целом.
Такая динамика характерна для тонической регуляции триады механизмов
(нейромоторный, нейротрансмиттерный и вегетативные компоненты).
Огромная регуляторная роль фазотонного механизма, создающая основу базисного биоритма
моторно-вегетативного гомеостаз во взрослом организме, еще больше возрастает в процессе роста.
В растущем организме последствия патологического фазотонного дисбаланса могут привести к нарушению психофизиологических функций организма ребенка.
Таким образом, основными медико-экологическими задачами на Севере являются: выявление и оценка комплекса факторов риска и
определение их воздействия на здоровье; организация социально-гигиенического мониторинга; изучение состояния здоровья и хронической заболеваемости мигрантов, их адаптации к новым климатическим и производственносоциальным условиям; совершенствование методологии определения экономического ущерба здоровью населения, обусловленного воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, как критерия оценки

[стр.,54]

Напомним, что именно русский физиолог И.М.Сеченов впервые связал двигательные функции с функциями высших отделов центральной нервной системы.
Он подчеркивал, что “нервная система представляет собрание разнообразных регуляторов деятельности” [142].
Структуры, обеспечивающие нервную регуляцию позы и движения, расположены на различных уровнях ЦНС: от коры полушарий головного мозга до структур спинного мозга.
В этой сложной многоуровневой системе можно выделить спинальный, подкорково-стволово-мозжечковый и корковый уровень регуляции моторики, в каждом из которых имеются образования, ответственные преимущественно за тонические и фазические механизмы регуляции движений.
Факт наличия относительно быстрых и медленных двигательных реакций был отмечен еще в середине XIX века английским неврологом Джексоном, который назвал эти реакции клоническими и тоническими иннервациями.
Но впервые четко сформулированное предположение о возможности наличия фазической и тонической регуляторных систем было сделано Чарльзом Шеррингтоном [126].
Таким образом, предположения Ч.
Шеррингтона позволили впоследствии нейрофизиологам [34, 35, 55] создать модель структурно-функциональной организации мозга и современную фазатонную теорию.
В соответствие с фазатонной теорией [42, 48, 126] вегетативное и нейромоторное регулирование имеет ряд принципиально общих системных структурно-функциональных признаков.
Существует тесная связь между тонической моторной системой и парасимпатическим отделом вегетативной
системы с задействованием холинергического нейротрансмиттерного механизма, а также между фазической моторной системой и симпатическим отделом вегетативной системы с задействованием катехоламинергического нейротрансмиттерного механизма.
Каждая пара имеет ряд общих структур мозга и влияет на двигательную сферу и внутренние органы, т.е.
на весь организм.
В связи с этим, В.В.
Скупченко была предложена фазатонная

[Back]