Проверяемый текст
Манова Маргарита Викторовна. Влияние ценностей предпринимательства на культуру трансформирующегося общества: социологический анализ (Диссертация 2010)
[стр. 34]

34 Экономические, экологические, политические и т.д.
кризисы, если не во всех, то во всех тех случаях, когда имеет место духовный, ценностный кризис, являются следствием и частью последнего.

Широкое обращение к категориям ценностного отношения в различных сферах человеческой деятельности и сознания осмысляется современными теоретиками.
Д.
А.
Леонтьев выдвинул идею ценности как междисциплинарного понятия.
Понятие ценности действительно становится важным для различных отраслей знания, особенно в психологии, социологии, социальной психологии, искусствознании, социальном управлении.
Однако, на наш взгляд, ценность является философской категорией, а не междисциплинарным понятием.
Подчеркивание философского понятия ценности важно для его корректного применения в различных научных дисциплинах, в которых нередко появляются доморощенные определения ценности, ограничивающиеся лишь предметом этих дисциплин.
В обобщенном виде
иод ценностью понимается: субъективно-объективный феномен, раскрывающий универсальное взаимодействие явлений; основа значимого отношения человека к окружающему, имеющего форму общих принципов; элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к социальному субъекту нормативные и регулирующие функции.
Содержательно базисные ценности являются значимостями, которые связаны с понятием человеческой жизни и смерти, с отношением к процессам воспроизводства жизни, с трактовкой
социального взаимодействия общества, бизнеса и государства.
Тип культуры, ее традиционные ценности определяют, какие формы солидарности индивидов и их коллективных связей существуют и воспроизводятся в общественной жизни.
Па базисные ценности опираются многочисленные образцы социальных ролей, знаний и норм.
Когда личность их усваивает, то они начинают определять ее самооценку, самоидентификацию, как принадлежащую к некоторой социальной
[стр. 42]

42 Однако чтобы быть ценностью, кажется, и этого недостаточно.
Ведь к какой-то конкретной цели человек также может быть устремлен.
И достигнув ее, он теряет к ней прежний интерес, главное прежнюю устремленность.
Она уже не маячит впереди.
Ценность, даже реализованная, не теряет своего должного качества, она все равно оказывается актуальной.
Ценность должна иметь всеобщий характер для данной жизни, для данной своеобразной культуры.
Современная эпоха характеризуется гак называемой глобализацией.
Понятие «глобализация», предполагающее процесс экономического, технического, культурного, информационного объединения различных регионов земного шара, трактуется многозначно и оценивается положительно или же отрицательно.
Однако, помимо субъективно-оценочного аспекта, глобализация обладает и ценностной стороной.
Ценностная сторона глобализации заключается, как нам представляется, в интенсивном обмене материальными и духовными ценностями, созданными и создаваемыми в локальных общностях людей, и, в то же время, в обнаружении и возникновении общечеловеческого начала в ценностном богатстве мира, создающего предпосылки для новой эпохи человеческой цивилизации.
В этой связи и встает остро проблема существования общечеловеческих ценностей, ценностей, обладающих значимостью для всего человечества, человеческого общества в целом как субъекта исторического развития.
Экономические, экологические, политические и т.д.
кризисы, если не во всех, то во всех тех случаях, когда имеет место духовный, ценностный кризис, являются следствием и частью последнего.

Духовный, т.е.
ценностный кризис тем отличается от всех других кризисов, что здесь человек как бы потерял самого себя, то, с чем он себя идентифицировал, веровал, что, то, что является для него ценностью, это и есть он сам в его глубинном существе.
Это, как назвал бы Ж.-П.Сартр, «существование без сущности»33.
” Абишева А.К.
О понятии «ценность»// Вопросы философии, № 10“С.
139 146.
I

[стр.,43]

43 Однако, в отличие от Сартра можно, пожалуй, утверждать, что человек в такой ситуации все-таки не теряет своей сущности, чем является возможность выбора, его свобода самоопределения.
Широкое обращение к категориям ценностного отношения в различных сферах человеческой деятельности и сознания осмысляется современными теоретиками.
Д.А.
Леонтьев выдвинул идею ценности как междисциплинарного понятия.
Понятие ценности действительно становится важным для различных отраслей знания, особенно в психологии, социологии, социальной психологии, искусствознании, социальном управлении.
Однако, на наш взгляд, ценность является философской категорией, а не междисциплинарным понятием.
Подчеркивание философского понятия ценности важно для его корректного применения в различных научных дисциплинах, в которых нередко появляются доморощенные определения ценности, ограничивающиеся лишь предметом этих дисциплин.
В обобщенном виде
под ценностью понимается3’: субъективнообъективный феномен, раскрывающий универсальное взаимодействие явлений; основа значимого отношения человека к окружающему, имеющего форму общих принципов; элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к социальному субъекту нормативные и регулирующие функции.
По определению Н.С.
Розова «ценность предельные рациональные нормативные основания актов сознания и поведения людей»34 35.
Существует непреложный факт: у человека нет другого способа судить о ценности предмета и явления, чем через его оценку.
Из этого факта исходят те теоретики, для которых ценность тождественна оценке, или, говоря словами Хайдеггера, «полагание «ценностью» есть оценивание»36.
34 Столович Л.Н.
Об общечеловеческих ценностях// Вопросы философии, 2004, № 7.
С.
86.
35 Розов Н.С.
«Концепция ценностного сознания».
М., 1996.
С.
77.
36 Федоркин Н.С.
Ценностные ориентации власти как интегрирующий факгор социального знания// ВМУ.
Сер.
18 Социология и политология, 2001.
С.З.


[стр.,44]

44 Но если Хайдеггер на этом основании отвергал само понятие ценность, то немало аксиологов принимают субъективизированную ценность, считая ее неотличимой от оценки.
Объективность ценностей может трактоваться и как их социокультурная реальность.
Трактовка ценности как социокультурной реальности осуществлялась с различных методологических позиций.
К такой трактовке ценностей, по сути дела, подходили Г.Г.
Шпет, А.Ф.
Лосев, Я.
Мукаржовский, М.М.
Бахтин.
Понимание ценности как социокультурной реальности заявило о себе в ходе дискуссии о сущности эстетического, начавшейся с середины 50-х гг.
прошлого столетия, в концепции так называемых «общественников».
По этой концепции, ценность это предметы и явления, включенные в социальную реальность, выражающую меру свободного развития человеческой личности и общества, развитие самой свободы.
Ценности в такой их трактовке это символическое выражение утверждения человека в мире.
Поэтому ценности носят гуманистический характер и пробуждают в человеке лучшие чувства.
Содержательно базисные ценности являются значимостями, которые связаны с понятием человеческой жизни и смерти, с отношением к процессам воспроизводства жизни, с трактовкой
взаимодействия личности и общества, человека и государства.
Тип культуры, се традиционные ценности определяют, какие формы солидарности индивидов и их коллективных связей существуют и воспроизводятся в общественной жизни.
На базисные ценности опираются многочисленные образцы социальных ролей, знаний и норм.
Когда личность их усваивает, то они начинают определять ее самооценку, самоидентификацию, как принадлежащую к некоторой социальной
общности.
Социокультурная идентичность, или осознание человеком своего реального места между своим и чужим, определение круга лиц, с которым индивид связан и сознательно идентифицирует себя, а также круга лиц, которому он реально противостоит.
В эпохи, когда прежняя система базисных

[Back]