35 общности. Социокультурная идентичность, или осознание человеком своего реального места между своим и чужим, определение круга лиц, с которым индивид связан и сознательно идентифицирует себя, а также круга лиц, которому он реально противостоит. В эпохи, когда прежняя система базисных ценностей изменяется, возникает проблема идентификации (именно в это время перед обществом встают вопросы «Кто мы?», «Что нас объединяет?»). Ценности обеспечивают устойчивость коллективной системы и способны естественным и ненасильственным образом привнести в общество стабильность и преемственность, необходимые ему в процессе развития. Одной из разновидностей ценностей являются ценности предпринимательства, которые могут рассматриваться под различными углами зрения, отражающими его положение и влияние в социальноэкономической, кулыу-рной и политической сферах. В обществе доминируют устаревшие стереотипы упования исключительно на мудрость, рационализм и всевластие государственных институтов, умаляется сила общественного сознания, воли народа в деле решения жизненно важных проблем. По данным социологического исследования 2009 г. («Экология сознания, духовности и культуры» ИСПИ РАИ, ЕНМЦ Комитета по культуре города Москвы), на вопрос «Кто реально может изменить к лучшему ситуацию с «загрязнением» духовности, культуры?» респонденты возложили ответственность на государство 71 %, на общественность 10%, на предпринимателей 3%, на политические партии 2%, на науку 1%. Исследования 2009 г. показали, что на справедливую власть, государство возложено 14% и 15% соответственно, на общество 3%, на предпринимателей 35%, на политические партии 18%, на науку 15%. Ответственность на предпринимателей возрастает на 32%, у государства уменьшается на 56%. |
44 Но если Хайдеггер на этом основании отвергал само понятие ценность, то немало аксиологов принимают субъективизированную ценность, считая ее неотличимой от оценки. Объективность ценностей может трактоваться и как их социокультурная реальность. Трактовка ценности как социокультурной реальности осуществлялась с различных методологических позиций. К такой трактовке ценностей, по сути дела, подходили Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев, Я. Мукаржовский, М.М. Бахтин. Понимание ценности как социокультурной реальности заявило о себе в ходе дискуссии о сущности эстетического, начавшейся с середины 50-х гг. прошлого столетия, в концепции так называемых «общественников». По этой концепции, ценность это предметы и явления, включенные в социальную реальность, выражающую меру свободного развития человеческой личности и общества, развитие самой свободы. Ценности в такой их трактовке это символическое выражение утверждения человека в мире. Поэтому ценности носят гуманистический характер и пробуждают в человеке лучшие чувства. Содержательно базисные ценности являются значимостями, которые связаны с понятием человеческой жизни и смерти, с отношением к процессам воспроизводства жизни, с трактовкой взаимодействия личности и общества, человека и государства. Тип культуры, се традиционные ценности определяют, какие формы солидарности индивидов и их коллективных связей существуют и воспроизводятся в общественной жизни. На базисные ценности опираются многочисленные образцы социальных ролей, знаний и норм. Когда личность их усваивает, то они начинают определять ее самооценку, самоидентификацию, как принадлежащую к некоторой социальной общности. Социокультурная идентичность, или осознание человеком своего реального места между своим и чужим, определение круга лиц, с которым индивид связан и сознательно идентифицирует себя, а также круга лиц, которому он реально противостоит. В эпохи, когда прежняя система базисных 45 ценностей изменяется, возникает проблема идентификации (именно в ото время перед обществом встают вопросы «Кто мы?», «Что нас объединяет?»). Ценности обеспечивают устойчивость коллективной системы и способны естественным и ненасильственным образом привнести в общество стабильность и преемственность, необходимые ему в процессе развития. Одной из разновидностей ценностей являются ценности предпринимательства, которые мо1ут рассматриваться под различными углами зрения, отражающими его положение и влияние в экономической, социальной, культурной и политической сферах. В обществе доминируют устаревшие стереотипы упования исключительно на мудрость, рационализм и всевластие государственных институтов, умаляется сила общественного сознания, воли народа в деле решения жизненно важных проблем. По данным социологического исследования 2007 г. («Экология сознания, духовности и культуры» ИСПИ РАН, ЕНМЦ Комитета по культуре города Москвы), на вопрос «Кто реально может изменить к лучшему ситуацию с «загрязнением» духовности, культуры?» респонденты возложили ответственность на государство 71%, на общественность 10%, на предпринимателей 3%, на политические партии 2%, на науку 1%. Исследования 2008 г. показали, что на справедливую власть, государство возложено 14 и 15% соответственно, на общество 3%, на предпринимателей 35%, на политические партии 18%, на наук}' 15%. Ответственность на предпринимателей возрастает на 32%, у государства уменьшается на 56%. Современный человек в условиях общества потребления окружает себя массой ненужных вещей, начиная с одежды, предметов туалета, быта, роскоши, жилья, транспортных средств и т.п. А реклама, формирующая стереотипы, навязывает ему все новые и новые лишние, бесполезные вещи. Материальный мир и материальные ценности все более вытесняют мир духовный и духовные ценности. |