Проверяемый текст
Анализ основных мотивов слияний и поглощений / Савчук С.В. / Менеджмент в России и за рубежом №5 2001
[стр. 61]

захватчику или которые создадут антимонопольные проблемы (подробнее об этом в следующем параграфе) [15, 17] 3.5.
Мотив «too big to fail».
Как показывает опыт большинства стран, размеры корпорации сами по себе являются гарантией ее надежности (так называемый эффект «too big to fail» — слишком велик, чтобы обанкротиться).
Поскольку государство в силу целого ряда социально-экономических причин вынуждено «опекать» наиболее крупные компании, они получают дополнительные преимущества в конкуренции с более мелкими
[35,44].
Рассмотрим типичные примеры сетей собственности в России.
Учреждение отечественных интегрированных нефтяных компаний началось с Указа Президента РФ №1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтеобеспечения» от 17 ноября 1992 г.
и регламентировалось рядом последующих указов Президента и распоряжений правительства.
Помимо пяти крупных нефтяных компаний (ЛУКойл, ЮКОС, «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Транснефтепродукт») согласно Указу Президента №1403 было образовано государственное предприятие «Роснефть» для коммерческого управления закрепленными в федеральной собственности пакетами акций предприятий вплоть до формирования из них самостоятельных нефтяных компаний.
К моменту выхода Указа насчитывалось 259 таких предприятий.
В соответствии с Государственной программой приватизации «Роснефть» передавала контрольные пакеты акций нефтяных предприятий в виде взноса государства в уставные капиталы создающихся холдингов.
Размер таких пакетов колебался от 38% (I-IK «ЛУКойл», ПК «ЮКОС», ПК «Сургутнефтегаз» и другие) до 51% (АК «Транснефть», АК «Транснефтепродукт»), Закрепление в государственной собственности контрольного пакета на предприятиях по добыче, переработке, транспортировке и сбыту нефти на три года являлось
[стр. 7]

Данный мотив особенно типичен для нынешней российской действительности.
Большое количество финансовых структур, приобретя долю на предприятии, приводят его в короткие сроки к банкротству с целью продажи по частям.
При этом банкротятся не только абсолютно неэффективные компании, но и исправно действующие.
Секрет заключается в том, что, исходя из сегодняшней экономической ситуации в России, финансовые структуры не заинтересованы в проведении долгосрочного инвестирования с риском неполучения ожидаемой отдачи в будущем, в то время как есть возможность практически без риска добиться значительно большей рентабельности, распродавая производственные фонды.
Положительным моментом данной схемы можно назвать уничтожение технологически старых и физически изношенных фондов.
Однако вопрос о том, начнется ли инвестирование в новые фонды после очистки от старых, остается открытым.
3.3.
Личные мотивы менеджеров.
Стремление увеличить политический вес руководства компании Безусловно, большинство деловых решений относительно слияния/поглощения компаний основываются на экономической целесообразности.
Однако есть примеры, когда подобные решения базируются скорее на личных мотивах управляющих, чем на экономическом анализе.
Это связано с тем, что руководители компаний любят власть и претендуют на большую оплату труда, а границы власти и заработная плата находятся в определенной связи с размерами корпорации.
Так, стремлению к увеличению масштабов компаний способствовало применение опционов как средства долгосрочного поощрения.
Эти опционы составляли значительную часть оплаты труда менеджеров и были привязаны к стоимости капитала руководимой ими компании.
В связи с этим существуют прямые стимулы использовать прибыль на приобретение все новых активов в любых сферах бизнеса.
Иногда причиной слияния компаний является самоуверенность руководителей, считающих, что предполагаемая сделка совершенна.
Они проникаются азартом охоты, на которой добыча должна быть настигнута любой ценой.
В итоге такие покупатели очень дорого платят за свои приобретения.
Еще один мотив осуществления поглощений, в отличие от перечисленных выше, нерационален с точки зрения чисто экономической логики, будучи связан со спецификой эгоистического поведения менеджеров.
Время от времени захваты осуществляются с целью создать иллюзию процветания в глазах акционеров.
Волна слияний и поглощений в американской банковской индустрии в 80-е годы частично объясняется стремлением управляющих продемонстрировать хорошие показатели (рост курсов акций, оборотов и капиталов).
Как правило, в таких ситуациях принятые решения оказываются неудачными, что, однако, окончательно выявляется обычно лишь через несколько лет после поглощения [9].
Иногда имеет место спекулятивный мотив.
В период биржевых бумов инвесторы часто рассматривают приобретение акций сливающихся компаний как средство получения прибыли от продолжающегося роста их цен.
Это, в частности, обусловлено тем соображением, что в результате слияния или поглощения конкуренция в отрасли может быть исключена или ослаблена и, следовательно, прибыль должна вырасти, что увеличит доход инвесторов.
Пользуясь такими настроениями инвесторов, финансовые посредники часто сами организуют и подталкивают слияния, надеясь на этом заработать.
3.4.
Мотив защиты от поглощения Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические.
Так, слияния для некоторых, в том числе российских, компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных конкурентов.
В качестве последней попытки защититься от поглощения некоторые фирмы прибегают к объединению с «дружественной компанией», которую обычно называют «белым рыцарем» [10].
Нередко в качестве метода защиты производится покупка активов, которые не понравятся захватчику или которые создадут антимонопольные проблемы (подробнее об этом в следующем параграфе).
3.5.
Мотив «too big to fail» Как показывает опыт большинства стран, размеры корпорации сами по себе являются гарантией ее надежности (так называемый эффект «too big to fail» — слишком велик, чтобы обанкротиться).
Поскольку государство в силу целого ряда социально-экономических причин вынуждено «опекать» наиболее крупные компании, они получают дополнительные преимущества в конкуренции с более мелкими.

Следует отметить, что на практике одним из наиболее часто приводимых мотивов слияний/поглощений является экономия на дорогостоящих работах по разработке и созданию новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новую технологию.
За ним следует мотив экономии от сокращения административных расходов на содержание чрезмерно большого управленческого аппарата.
Сравнительно меньшее значение имеет экономия на масштабах производства (снижение текущих издержек производства), хотя и она существенна.
Аналитическая справка 1 Компания «Дойче Телеком», некогда германский монополист в области телекоммуникаций, взяла в 1998 г.
курс на экспансию с целью занять достойное место на глобальном рынке телекоммуникационных и информационных услуг.
Будучи основным продавцом прежде всего телефонных услуг на рынке Германии и обладая значительной массой абонентов, компания имела достаточно свободных средств, чтобы произвести требуемые для этого инвестиции.
Уже в 1998 г.
обнаружились тенденции потери компанией ведущих позиций на рынке, что было связано как с «неповоротливостью» бывшего государственного предприятия, так и с деятельностью различных антимонопольных организаций, вынуждавших компанию открывать рынок для появлявшихся, как грибы после дождя, конкурентов.
В рамках концерна была образована подструктура, непосредственно подчиняющаяся высшему руководству, целью которой являлась разработка стратегии выхода «Телекома» в ряды глобальных игроков, а также ее реализация с помощью слияний и поглощений в ряде стран.
Структура подразделения отражала географические направления ее деятельности, включая следующие 4 региона: Америка, Азия и Океания, Западная Европа и Центральная и Восточная Европа, с офисами в ведущих странах этих регионов.
Кроме того, к подразделению относятся отдел, состоящий из специалистов по проведению сделок слияний/поглощений, 2 независимых отдела по инвестиционному консалтингу и высший совет, принимающий окончательные решения относительно инвестиций.
«Рост через интернационализацию»,— под таким лозунгом началась кампания по приобретению иностранных активов.
Уже в 2000 г.
отношение чистого дохода, полученного за границей, к его общей величине увеличилось по сравнению с предыдущим годом с 11 до 19%.
И эту цифру планируется довести до 25% к 2002 г.
После приобретения американских компаний VoiceStream и PowerTel к июню 2001 г.
количество сотрудников, занятых за рубежом, перевалило за 36000.
Как глобальный продавец телекоммуникационных и информационных услуг «Телеком» делает ставку на 4-х основных направлениях (рис.
4), нашедших отражение в его структуре: мобильная связь (T-Mobile), Интернет-услуги (T-Online), системные решения (T-Systems) и фиксированная связь (T-Com).

[Back]