Проверяемый текст
Ерохина, Елена Анатольевна. Развитие национальной экономики : Системно-самоорганизационный подход (Диссертация 2000)
[стр. 28]

28 положения порядка и хаоса, их периодическая смена и непрестанная борьба друг с другом дают системе возможность развития, в том числе и прогрессивного.
Энтропия может
как производиться внутри самой системы, так и поступать в нее извне из среды.
Среда играет большую роль в энтропийнонегэнтропийном обмене, которая заключается в следующем: среда может быть для системы
генератором энтропии (флуктуации, приводящие систему в состояние хаоса, могут исходить из среды); среда может выступать также фактором порядка, поскольку те же флуктуации, усиливаясь, подводят систему к порогу самоорганизации; в среду может производиться отток энтропии из системы; в среде могут находиться системы, кооперативный обмен энтропией с которыми позволяет повысить степень упорядоченности, но даже если среда воздействует на систему хаотически, а сила флуктуаций недостаточно велика, для того чтобы вызвать точку бифуркации, система имеет возможность преобразовывать хаос в порядок, совершая для этого определенную работу.
Случаи такого преобразования широко известны.
Например, после Второй мировой войны американские оккупационные власти проводили в Японии политику, подкрепляемую законодательно, которая должна была навсегда оставить Японию в рядах слаборазвитых стран; тем не менее она явилась одним из факторов, способствовавших японскому “экономическому чуду”.
Второе “чудо” явила в послевоенный период лежавшая в руинах Германия, тогда как страны-победительницы демонстрировали куда меньшие успехи.
То есть среда, обеспечивая приток к системе вещества, энергии и информации, поддерживает ее неравновесное состояние, способствует возникновению неустойчивости, служащей предпосылкой развития системы.
Хаос не только различными способами порождает порядок.
Э.
Лоренц
доказал, что хаос, наблюдаемый во многих материальных процессах, может быть описан строго математически, т.
е.
имеет сложный внутренний порядок, поэтому имеет смысл говорить о простоте или сложности упорядоченности структуры или,
вследствие неразработанности критериев простоты / сложно
[стр. 87]

-88 аттрактора, в результате чего может сформироваться новая диссипативная структура системы, в т.ч.
и более упорядоченная.
Таким образом, при определенных условиях хаос становится источником порядка в системе (также как и порядок в результате его консервации неизбежно становится источником роста энтропии).
Только противоположения порядка и хаоса, их периодическая смена и непрестанная борьба друг с другом дают системе возможность развития, в том числе и прогрессивного.
Энтропия может
производиться как внутри системы, так и поступать в нее извне из среды.
Среда играет большую роль в энтропийно-негэнтропийном обмене, которая заключается в следующем: среда может быть для системы
как генератором энтропии , так и фактором порядка, поскольку флуктуации, исходящие из среды, усиливаясь, подводят систему к порогу самоорганизации; в среду может производиться отток энтропии из системы; в среде могут находиться системы, кооперативный обмен энтропией с которыми позволяет повысить степень упорядоченности.
Насчет последнего можно привести такой пример: отходы производства нередко служат энтропийным фактором, в этом случае фирма, утилизующая их по договору, повысит не только свою негэнтропию, но и негэнтропию фирмы, которой они принадлежат).
Даже если среда воздействует на систему хаотически, а сила флуктуаций недостаточно велика для того чтобы вызвать
бифуркационные процессы, система имеет возможность преобразовывать хаос в порядок, совершая для этого определенную работу.
Т.е.
среда, обеспечивая приток к системе вещества, энергии и информации, поддерживает ее неравновесное состояние, способствует возникновению неустойчивости, служащей предпосылкой развития системы.
Хаос не только различными способами порождает порядок.
Э.
Лоренц
(1963) дока* / зал, что хаос, наблюдаемый во многих материальных процессах, может быть описан стро

[стр.,88]

-89 го математически, т.е.
имеет сложный внутренний порядок, поэтому имеет смысл говорить о простоте или сложности упорядоченности структуры или,
вернее, вследствие неразработанности критериев простоты/сложности систем, о возможности наблюдения и описания порядка, существующего в том, что на первый взгляд кажется хаосом.
Здесь же очень многое зависит от позиции, занимаемой наблюдателем или исследователем, а также его логического и технического инструментария.
Суммируем вышеизложенное.
В процессе своего развития система проходит две стадии: эволюционную (иначе называемую адаптационной) и революционную (бифуркационную).
Во время развертывания эволюционного процесса происходит медленное накопление количественных, и, в меньшей мере, качественных изменений параметров системы и ее компонентов, в соответствии с которыми в точке бифуркации система выберет один из возможных для нее аттракторов.
В результате этого произойдет качественный скачок и система сформирует новую диссипативную структуру, соответствующую выбранному аттрактору, что происходит в процессе адаптации к изменившимся условиям внешней среды.
Эволюционный этап развития характеризуется наличием механизмов, подавляющих сильные флуктуации системы, ее компонентов или среды и возвращают ее в устойчивое состояние, свойственное ей на этом этапе.
Но по2 степенно в системе возрастает энтропия, поскольку из за накопившихся в системе, ее компонентах и внешней среде изменений способность системы к адаптации падает и нарастает неустойчивость.
Возникает острое противоречие между старым и новым в системе, а при достижении параметрами системы и среды бифуркационных значений, неустойчивость становится максимальной и даже малые флуктуации приводят систему к скачку в развитии.
После формирования новой структуры система снова вступает на путь плавных к : изменений и цикл повторяется.
Эволюционные изменения компонентов системы и среды 1См.: Климонтович Н.Ю.
Указ.
соч.
С.
58.
2См.: Айламазян А.К., Стась Е.В.
Указ.
соч.
С.
64.

[Back]