индивидуальности, которая обуславливает не только определенный способ мышления, но и жизненные критерии каждой отдельнойличности, формирует ее систему ценностей, принципы жизнедеятельности и самоутверждения.94Мировоззрение определяет не только цели деятельности студента, но и пути и средства их реализации, способствует выбору направления его деятельности. Определяя отношение личности к происходящим явлениям и событиям, являясь основой' их оценки, мировоззрение выполняет ценностно-ориентирующую функцию.95 Мировоззрение —явление идеальное, представляющее ядро духовного мира личносги, но без связи с деятельностью оно является пустой абстракцией, более того, просто не может существовать. Вся система социальной ориентации деятельности человека концентрируется вокруг его мировоззренческих принципов, определяется ими.96 Важная роль в формировании научного мировоззрения принадлежит высшим учебным заведениям. Основная задача вузов Верхневолжья заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов способных решать сложнейшие научно-технические и социальноэкономические проблемы в стране и регионе. Поэтому в процессе обучения студент получает фундаментальную подготовку не только по специальным, но и по гуманитарным наукам.97 Молодежь, обучающаяся в вузах, является важным субъектом воспроизводства духовной жизни российского общества, так как к этой сфере жизни относится не только деятельность по созданию ценностей духовной культуры, но и функционирование системы образования, в которой студент является объектом и субъектом воспитания и образования. Учреждения культуры и искусства (музеи, театры, издательства и т.п.), средства массовой 9ХСужиков М . Малинин Г. Научно-техническая революция и развитие социальной активности личности. Алма-Ата, 1997.—С. 105. 95 Лоианцсв Ю М. Супрун А. В. Научное мировоззрение как фактор развития социальной активности личности // Социальная активность и духовное богатство личности Волгоград, 1980 —С. 23. 96 Седова Н. Н. Мировоззренческие основы социальной активности личности // Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980. С. 16. 97 Лопанцев Ю. М., Супрун А. В. Научное мировоззрение как фактор развития социальной активности личности // Социальная активность и духовное богатство личности. —Волгоград. 1980 С. 30. 69 |
Целью создания Ассоциации студенческих организаций является объединение усилий и координация деятельности молодежных организаций по реализации социальных и профессиональных интересов молодежи, творческого потенциала, социально значимых инициатив студенчества, аспирантов, молодых сотрудников и преподавателей учебных заведений.367 Ассоциация студенческих организаций в течение 1992 1993 годов проводила научно-социальную программу «Научные студенческие общества России» с целью поддержки студенческой науки; привлечения интеллектуальных усилий студенческой молодежи к решению проблем, определяющих научнотехнический прогресс; создания механизма внедрения результатов студенческих научных разработок. В рамках реализации данной программы состоялось совещание представителей студенческих научных обществ, вузов и организаций РСМ. Образован Координационный Совет РСМ по научным студенческим обществам и представительств на местах, определены основные направления работы. ЦК РСМ оказывал поддержку системы многоступенчатой научной подготовки студентов в вузах: спецкурсы, научные кружки, студенческие научные группы, а также межвузовского информационного обмена в области научной работы студентов.368 Расходы на реализацию данной программы составили 1,538 тысяч рублей.369 В становлении социально активной личности студента важная роль принадлежит мировоззрению. Оно выступает основой человеческой индивидуальности, которая обуславливает не только определенный способ мышления, но и жизненные критерии каждой отдельной личности, формирует ее систему ценностей, принципы жизнедеятельности и самоутверждения.370 Мировоззрение определяет не только цели деятельности студента, но и пути и 367РГАСПИ. Ф. М 55. Он. 1. Д. 11. Л. 2. 36*РГАСПИ. Ф. М 55. On. 1. Д. 14. Л. 1. 369 РГАСПИ. Ф. М 55. Oil. 1. Д. 14. Л. 4. 370Сужиков М., Малинин Г. Научнотехническая революция и развитие социальной активности личности. Алма -А та, 1997.-С. 105. 139 средства их реализации, способствует выбору направления его деятельности. Определяя отношение личности к происходящим явлениям и событиям, являясь основой их оценки, мировоззрение выполняет ценностно-ориентирующую функцию.371 Мировоззрение явление идеальное, представляющее ядро духовного мира личности, но без связи с деятельностью оно является пустой абстракцией, более того, просто не может существовать. Вся система социальной ориентации деятельности человека концентрируется вокруг его мировоззренческих принципов, определяется ими.372 Важная роль в формировании научного мировоззрения принадлежит высшим учебным заведениям. Основная задача вузов г. Костромы, Иваново и Ярославля заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов способных решать сложнейшие научно-технические и социально-экономические проблемы в стране и регионе. Поэтому в процессе обучения студент получает фундаментальную подготовку не только по специальным, но и по гуманитарным наукам. В советское время эту функцию выполняла марксистко-ленинская философия, научный коммунизм, история КПСС, политэкономия. Организация студенческой научно-исследовательской работы в вузах Костромской, Ивановской и Ярославской областей ведется в двух направлениях. Первое это привлечение наиболее талантливой и способной студенческой молодежи и индивидуальная работа с небольшой группой таких студентов в свободное от основных занятий время. Эта работа проводится в научных кружках, научных лабораториях, студенческих конструкторских бюро. Второе направление включение научно-исследовательской работы непосредственно в учебный процесс.374 371Лопанцев Ю. М. Супрун А. В. Научное мировоззрение как фактор развития социальной активности личности // Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980. С. 23. 372 Седова Н. Н. Мировоззренческие основы социальной активности личности И Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980. С. 16. Лопанцев Ю. М., Супрун А. В. Научное мировоззрение как фактор развития социальной активности личности // Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980. С. 30. 374Студент и его деятельность / Под. ред. Г. П. Давидюка. Минск, 1978. С. 52. 46. Левченко М. В. К вопросу об адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в педвузе // Психологические и социально психологические особенности адаптации студента. Ереван, 1973. С. 82. 47. Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина. История института II Труды ЛПИ. № 190. Л., 1957. 48. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 99 100. 49. Лисовский В. Т., Козлов А. А., Захарова Е. М. Социальные проблемы обучения и воспитания // Российское студенчество на рубеже веков. М.: Логос, 2001.-С . 66. 50. Лопанцев Ю. М., Супрун А. В. Научное мировоззрение как фактор развития социальной активности личности // Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980. С. 23,30. 51. Лутовинов В. И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодежи // Педагогика. 1999. № 5. С. 46. 52. Майн В. Н. Защита отечества и духовный потенциал России // Национальная культура и защита отечества: Сб. докл. / КГУ. Кострома, 1998. Ч. 1.-С. 5. 53. Майн В. Н. Интеллигенция и русское общество // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 1997. № 4 (13). С. 75-77. 54. Маликов Н. С. Тенденции развития образовательного потенциала семьи // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2002. № 2. С. 24, 26. 55. Маликов Н. С., Александрова В. П., Акимова С. В. Основные тенденции изменения социально-экономического потенциала семьи // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2001. № 4. С. 4. 56. Меметов В. С. Интеллигенция и церковь: особенности диалога в современной России // Интеллигенция современной России: духовные процессы, |