Проверяемый текст
Ткаченко, Виктор Викторович; Деятельность государственных и общественных организаций и учреждений по формированию ценностных ориентаций студенческой молодежи в конце XX - начале XXI века (Диссертация 2004)
[стр. 82]

социальной структуре общества, имеет весьма узкую социальную базу пополнения.116 Следовательно, применительно к проблеме нашего исследования, в студенчестве изначально закладываются различные ценностные ориентации.
И этот фактор тоже учитывается коллективами вузов Верхневолжья.
В реформируемой России появился еще один фактор, влияющий на формирование у будущей интеллигенции ценностных ориентаций — платное образование в государственных вузах и получение образование в филиалах вузов, получение образования в негосударственных вузах на платной, коммерческой основе.
Такое явление вызвало соответствующую оценку преподавателей, согласно которой образование при формальном равенстве уровней стратифицировалось, разделившись на элитное, повышенное, «среднее» и с низким уровнем (В.В.
Радаев, О.И.
Шкаратан).117 Поэтому современная система образования скорее камуфлирует реальное неравенство, чем служит средством для выравнивания позиций.
А это является еще одним фактором, определяющим ценнос тные ориентации студенчества.
Это хорошо понимают и учитывают в своей деятельности вузовские коллективы Верхневолжского региона.
Отношение к учебе, как труду, как приобретаемой ценности отражают данные социологического опроса «Студенческий мир» 2001 и 2007 гг., в которых автор принимал участие как интервьюер и исследователь.
Диаграмма 3, («Студенческий мир 2001») отражает уровень успеваемости среди студентов на основе их личного мнения о своей учебе.
Из диаграммы мы в и д и м , что наибольшее число студентов 2-го курса, (79%), учатся хорошо.
19% студентов этого же курса считают себя «троечниками», т.е.
учатся удовлетворительно.
И лишь 4% студентов учатся на отлично.
На 4-м курсе число студентов, считающих себя 116 Бойко Л.
И, Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества
И Социологические исследования.
—2002.
№ 3.
—С.
79 —80.
117Радаев В.
В., Шкаратан О.
И.
Социальная стратификация.
М , 1995.
С.
153
82
[стр. 105]

социальной структуре общества, имеет весьма узкую социальную базу пополнения.295 С этим связан еще один фактор —это влияние территориальной общности.
Известно, что проживающие в различных типах поселенческих структур имеют неодинаковые возможности приобщения к культуре, получения образования, социальной мобильности.
Однако ареал формирования контингента студентов ведущих вузов постоянно сужается.
Если в начале текущего десятилетия причиной подобного явления выступали такие причины, снижающие образовательную миграцию молодежи, как межнациональные и межгосударственные конфликты, стоимость жизни, рост преступности, то в последние годы к ним добавилось развитие на периферии сети учреждений высшего образования государственного (филиалы вузов) и негосударственного.
К примеру, Костромской государственный университет им.
Н.
А.
Некрасова открыл 2 филиала в г.
Шарье Костромской области и г.
Кировске Мурманской области.
В г.
Костроме действуют на коммерческой основе 7 филиалов негосударственных вузов (РГГУ, СГУ, им.
Екатерины Великой, МЭСИ, МУБинТ и др.).
Причем, далеко не все из филиалов негосударственных вузов способны обеспечить качественное освоение программ высшего профессионального образования.
Это вполне укладывается в концепцию О.
И.
Шкаратана, согласно которой образование при формальном равенстве уровней стратифицировалось, разделившись на элитное, повышенное, «среднее» и с низким уровнем.296 Поэтому современная система образования скорее камуфлирует реальное неравенство, чем служит средством для выравнивания позиций.
В ряду основных ценностных изменений в студенческой среде в 90-е годы выделяются две трансформации, которые наиболее существенны для понимания происходящих в России процессов: это, во-первых, ценностная дифференциация 295 Бойко Л.
И.
Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества //
Социологические исследования.
2002.
№ 3.
С.
79 Е0.
296Радаев В.
В., Шкаратаи О.
И.
Социальная стратификация.
М., 1995.
С.
153.

105

[Back]