Проверяемый текст
Копосова, Наталья Пантелеймоновна; Национально-государственное строительство в первые годы советской власти, 1917-1922 гг. (Диссертация 2000)
[стр. 101]

101 всем их национальным особенностям именно потому, что та них гонят и преследуют».1 9 4 Казалось бы, в подобной ситуации лееров должно было устроить требования культурно-национальной автономии.
Однако, вместо этого, вытекающего из приведенных предпосылок требования, они приходят к совершенно иному выводу:
«Вот почему мы пишем на своем знамени полное и безусловное право национальностей на самоопределение.
Вот почему мы стоим за федеративный строй и
т.д.».1 9 5 Однако, единства во взглядах на решение национального вопроса не было и у эсеров.
Например, в Проекте программы партии, выработанном редакцией «Революционной России» провозглашалось «Установление демократической республики с широкой автономией областей и общин, как городских, гак и сельских; возможно более широкое применение федеративного начала к отношениям между отдельными национальностями» а так же «признание за ними безусловного права на самоопределение».1 9 6 В то же время, обсуждавшийся на съезде социалистов-револтоционеров в 1903 году, проходившем в Женеве, Проект программы, не подлежащий огласке, как было помечено под заголовком документа, допускал лишь «безусловное право отдельных национальностей на самоопределение».1 9 7 1 9 8 Окончательный вариант решения национального вопроса в Программе Партии социалистов-революционеров, утвержденной на съезде в 1906 году-, выглядел следующим образом: демократическая республика с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских; возможно большее применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними «безусловного права на самоопределение».1 9 6 Там же.
1 9 5Там же.
т «Революционная Россия».
1904.
№46.
С.1-3.
,9? Партия социалистов-революционеров.
Документы и материалы.
В 3
тт.
Т.1.
(1900-1907 гг.)/Редкол.
Волобуев О.В., Шелохаев В.В.
М., 1996.
С.112.
1 9 8 Программы политических партий России.
Конец 19 начало 20 вв.
М., 1995.
[стр. 76]

76 родным языком, приспособляясь к данному положению и уровню развития национальности, опираясь на ес лучшие стороны и черты, концентрируя свою борьбу против худших черт.
Национальное возрождение, национальный подъем поэтому вовсе не враждебное напротив того, крайне благоприятное для нас явление...
Национальное для нас есть форма усвоения и воплощения всемирного, всечеловеческого прогресса.”8 7 В связи с вышесказанным эсеры выступали против всего" что разъединяет национальности, что затрудняет их взаимное сближение и взаимное понимание”.
Впрочем, к сближению у эсеров был свои требования и поэтому против “государственно-ассимиляторской политики, стремящейся всеми мерами остановить, затормозить самостоятельное развитие подчиненных, угнетенных национальностей, навязать им кафтан с чужого плеча, язык и культуру господствующей национальности”8 8 эсеры протестовали.
Один из главных пороков ассимиляции заключался, по мнению эсеров, в том, что, “она самим фактом национального угнетения была способна пробудить в угнетаемых национальностях фанатическую привязанность ко всем их национальным особенностям именно потому, что за них гонят и преследуют”.8 9 Казалось бы, в подобной ситуации эсеров должно было устроить требования культурно-национальной автономии.
Однако, вместо этого, вытекающего из приведенных предпосылок требования, они приходят к совершенно иному выводу:
’’Вот почему мы пишем на своем знамени полное и безусловное право национальностей на 87Таи же.
8 8Там же.
С.109.
и Таи же.


[стр.,77]

77 самоопределение.
Вот почему мы стоим за федеративный строй и
т.д.”9 0 Однако, единства во взглядах на решение национального вопроса не было и у эсеров.
Так, в Проекте программы партии, выработанном редакцией “Революционной России” провозглашалось “Установление демократической республики с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских; возможно более широкое применение федеративного начала к отношениям между отдельными национальностями” а так же “признание за ними безусловного права на самоопределение.”9 1 В то же время, обсуждавшийся на съезде социалистовреволюционеров в 1903 году, проходившем в Женеве, Проект программы, не подлежащий огласке, как было помечено под заголовком документа, допускал лишь “безусловное право отдельных национальностей на самоопределение.”9 2 Окончательный вариант решения национального вопроса в Программе Партии социалистов-революционеров, утвержденной на съезде в 1906 году', выглядел следующим образом: демократическая республика с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских; возможно большее применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними “безусловного права на самоопределение.”9 3 С самого начала решение национальных проблем у эсеров увязывалось с земельным вопросом.
В дальнейшем же эта тенденция 40Там же.
9 1“Революционная Россия”.
1904 г.
-№ 46.
С.
1-3.
Партия социалистов-революционеров.
Документы и материалы.
В 3-х
тг.
T.
1.
(1900-1907гг.) / Редколлегия: О.В.Волобуев, В.В.Шелохаев(отв.рел) и др.
М., 1996.; С.Н2 й Программы политических партий России.
Конец XIX начало XX вв.
М., 1995.; С.
144.

[Back]