Проверяемый текст
Копосова, Наталья Пантелеймоновна; Национально-государственное строительство в первые годы советской власти, 1917-1922 гг. (Диссертация 2000)
[стр. 104]

104 октябре 1919 года Программе, теоретики ПРК, иначе говоря, права народа на национально-территориальное самоопределение, равносилен поощрению создания независимых национальных государств, попадающих под гегемонию и становящихся орудием политики более сильных империалистических государств.
этот лозунг
1 1 Интернационала нельзя считать ни классовым, пи революционным».
Поэтому «Партия революционного коммунизма зовет нации кобъединению через объединение трудящихся всех наций, сохраняющих свои бытовые и культурные особенности в этих классовых рамках, и тем самым синтезирующих в процессе этого объединения индивидуалистические черты наций, обособившихся за долгое время существования человечества в различных частях света».2 0 2 2 0 3 * Аналогичную эволюцию, но в рамках Российской Социалдемократической Рабочей партии прошли и меньшевики.
Приняв в 1903 году общую Программу, они вместе с будущими большевиками провозгласили:
«Широкое местное самоуправление: областное самоуправление для тех местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения.20’Кроме того «право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием на счет государства и органов самоуправления необходимых для этого школ; право каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях; введение родного языка наравне с государственным во всех местных общественных и государственных учреждениях».
А также
«право на самоопределение за всеми нациями, 204 входящими в состав государства».
Необходимо отметить, что уже на самом начальном этапе не все отделения РСДРП, и в первую очередь в Грузии, были солидарны с такой постановкой вопроса.
Так на конференции Кавказских
социал2 0 2Ирофамма политических партий России.
Конец 19-нач.
20 вв.
М., 1995.
€.276.
203Там же.
€.47.
~ < мВторой съездРСДРП.
Протоколы.
М., 1959.
€.418-424.
[стр. 80]

so личности, то партия Л.С-Р.И.
допускает наряду с семьей и общиной существование свободных союзов семей коммуну и свободных союзов общин Федерацию.
Семья и коммуна является союзом лиц.
Община является союзом семей коммун, как потребителей.
Федерация же потребительно-производственный союз семей коммун.”96 Впрочем, расхождение во взглядах на национальногосударственное устройство у эсеров, присутствовало всегда.
В процессе своей эволюции: раскола на правых и левых, и далее раскола внутри левых эсеров, бывшие соратники приходили к совершенно противоположным выводам.
Так, записав в своей программе на первом съезде эсеров в 1906 году требование безусловного права на самоопределение, к моменту, когда революция уже свершилась, часть бывших эсеров дошла до полного отрицания принципа самоопределения.
Это в полной мере нашло отражение в Программе Партии революционного коммунизма, возникшей в результате раскола внутри левых эсеров.
“Принцип самоопределения народностей, писали в своей, принятой в октябре 1919 года Программе, теоретики ПРК,иначе говоря, права народа на национально-территориальное самоопределение, равносилен поощрению создания независимых национальных государств, попадающих под гегемонию и становящихся орудием политики более сильных империалистических государств, этот лозунг II Интернационала нельзя считать ни классовым, ни революционным.” Поэтому “Партия революционного коммунизма зовет нации к объединению через объединение трудящихся всех наций, 95 Там же.


[стр.,81]

81 сохраняющих свои бытовые и культурные особенности в этих классовых рамках, и тем самым синтезирующих в процессе этого объединения индивидуалистические черты наций, обособившихся за долгое время существования человечества в различных частях света.”97 Похожую эволюцию, но в рамках Российской Социалдемократической Рабочей партии прошли и меньшевики.
Приняв в 1903 году общую Программу, они вместе с будущими большевиками провозгласили:
“Широкое местное самоуправление; областное самоуправление для тех местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения.”9 8 Кроме того “право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием на счет государства и органов самоуправления необходимых для этого школ; право каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях; введение родного языка наравне с государственным во всех местных общественных и государственных учреждениях.” А также “право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства.”9 9 Уже на самом начальном этапе не все отделения РСДРП, и в первую очередь в Грузии, были солидарны с такой постановкой вопроса.
Так на конференции Кавказских
социал-демократических рабочих организаций в резолюции о национально-территориальной автономии была сформулирована следующая позиция: “ Принимая во внимание, во-первых, что на Кавказе с его ” Программы политических партий России.
КонецXIXначало XX вв.
-М ., 1995.; С.
276 ?s Там же.
С.
47.
и Втзрой съезд РСДРП.
Протоколы.
М., 1959.; С.
418-424.

[Back]