данью зажиточных и богатых граждан. Классовая политика часто оборачивалась произволом и беззакониями, преступлениями власти. Устанавливая советскую власть на Кавказе и осуществляя здесь национально-государственное строительство большевики поначалу придерживались особой осторожности в мусульманском вопросе. «Учитывая всю сложность этого вопроса и необходимость гибкой тактики в деле его разрешения в духе коммунизма, большевики расчленили мусульманский вопрос на две части: 1. Мусульманский вопрос как вопрос политиконациональный (имея в виду все народы мусульманской религии), 2. Мусульманский вопрос как вопрос культурно-религиозный».237 Для успешного разрешения первой части вопроса необходимо было проявить особую гибкость в отношении ко второй части, что было зафиксировано и в программе РКП (б), требующей «особой осторожности и особого внимания к пережиткам национальных чувств». Этот пункт программы Сталин интерпретировал следующим образом: «если, например, дагестанские массы сильно заражены религиозными предрассудками, идут за коммунистами «на основании шариата», то ясно, что прямой путь борьбы с религией в этой стране должен быть заменен путями косвенными, более осторожными и т.д. и т.п.».238 В соответствии с данным требованием, в декабре 1917 года советское правительство вынесло постановление вернуть мусульманам экземпляр «Священного Корана Османа», который был конфискован в свое время царским правительством и хранился в Государственной публичной библиотеке. Этот экземпляр был торжественно вручен Мусульманскому съезду, происходившему в Петрограде в декабре 1917 года. В январе 1918 года по решению Наркомнаца были переданы башкирам мечеть в Оренбурге («Караван-сарай») и татарам башня Суюмбеки в Казани (национально-религиозный памятник древнего татарского государства). 125 231 Авторханов А. Империя Кремля. Минск-Москва, 1991. С. 53. 2 3 8Там же. |
112 поначалу придерживались особой осторожности в мусульманском вопросе. “Учитывая всю сложность этого вопроса и необходимость гибкой тактики в деле его разрешения в духе коммунизма, большевики расчленили мусульманский вопрос на две части: 1.Мусульманский вопрос как вопрос политико-национальный ( имея в виду все народы мусульманской религии), 2.Мусульманский вопрос как вопрос культурно-религиозный.”1 52 Для успешного разрешения первой части вопроса необходимо было проявить особую гибкость в отношении ко второй части, что было зафиксировано и в программе РКП(б), требующей “особой осторожности и особого внимания к пережиткам национальных чувств”. Этот пункт программы Сталин интерпретировал следующим образом: “если, например, дагестанские массы сильно заражены религиозными предрассудками, идут за коммунистами “на основании шариата”, то ясно, что прямой путь борьбы с религией в этой стране должен быть заменен путями косвенными, более осторожными и т.д. и т.п.”1 5 3 В декабре 1917 года советское правительство вынесло постановление вернуть мусульманам экземпляр “Священного Корана Османа”, который был конфискован в свое время царским правительством и хранился в Государственной публичной библиотеке, Этот экземпляр был торжественно вручен Мусульманскому съезду, происходившему в Петрограде в декабре 1917 года. В январе 1918 года по решению Наркомнаца были переданы башкирам мечеть в Оренбурге (“Караван-сарай”) и Авторханов Л. Империя Кремля. Минск-Москва, 1991.; С.53 Там же. |