138 свержение Временного правительства началом его формирования. Такие или близкие им представления о процессе формирования однопартийности в России и его сроках становятся сегодня достаточно популярными среди исследователей. Как нам представляется, такая точка зрения исходит из упрощенного представления о действительности, считая, что в той сложной системе взаимодействия, которая называется политической революцией, только большевики являлись инициаторами диктатуры, гражданской войны, террора.2 5 9 Для понимания несколько более сложной и неоднозначной логики этого процесса нужно вспомнить начало «революционных « событий февраль 1917 года. Свержение монархии и формирование Временного правительства сопровождались тоже запретом па деятельность партий и организаций правой части политического спектра, «черносотенцев « как «контрреволюционных «, монархических и «черносотенных «, закрытием их газет и допросами лидеров этих организаций чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства.2 6 0 В своем действительном отношении к праву и легитимности большевики принципиально не выделялись из всего существовавшего после февральского государственного переворота 1917г. спектра политических партий и движений. Точно также они не выделялись оригинальностью и в своем отношении к другим политическим партиям. Поэтому большевики и левые эсеры после формирования очередного Временного (теперь уже советского) правительства действовали в соответствии с этой же логикой, рассматривая теперь все 2 :> 9См. об этом: Пайне Р. Россия при большевиках. М., 1997. С. 138. 200 Об этих событиях см. более подробно: История политических партий России. М., 1994; Кожипов В. «Черносотенцы» и Революция (загадочные страницы истории). М., 1998; Комин В.В. История помещичьих, буржуазных и мелкобуржуазных партий в России. Калинин, 1970; Коргупток Ю., Заславский С. Российская многопартийность (станов:гение, функционирование, развитие). М., 1996: Непролетарские партии в трех революциях / О т ред. К.В. Гусев. М., 1989. |
53 в 1997 г.63. Ее характерными чертами стали: отсутствие полноценного научносправочного аппарата, публицистичность содержания, неопределенность понятийнокатегориального аппарата исследования, а в общем несоответствие ее требованиям академических исследований. Работы Пайпса о русской революции являются одной из классических работ, основной целью которых является не поиск истины, а формирование у читателя определенного взгляда на исторические события. Его анализ собранного им фактического материала отличается таким высоким уровнем тенденциозности и субъективизма, что их анализ и критика выходят за рамки историографической необходимости. В этом случае возможна лишь констатация объективных и субъективных элементов в работах Пайпса, которые ставят их за пределы собственно научного знания64. Но это, конечно, не отменяет того, что они образцовые, трудоемкие и добротные идеологические произведения. Одной из составных частей мировой историографии, работающей в русле основных концепций западной и советской историографии становления советского общества, является японская историография. Начало активного изучения СССР в Японии относится к 30-40-м гг., когда по заданию правительства этими проблемами занялись правительственные учреждения: МИД Японии и исследовательский отдел управления Южио-Маньчжурской железной дороги. То есть в основе 63 Пайпс Р. Русская революция. В 2-х ч. Ч. 1-2. М., 1994; Пайле Р. Россия при большевиках. М , 1997. 64 Так, например, Пайпс исходит из принципиально упрощенного представления о действительности, считая, что в той сложной системе взаимодействия, которая называется политической революцисйГ только большевики являлись инициаторами диктатуры, гражданской войны и террора вообще. Эго не так. Действовало очень много сил (политических субъектов), и действия большевиков это не только, а, может быть, и не столько их цслеполагание и воля, но это еще и результат действия Других. А так же упрощенно, как и Пайпс. трактовала победу большевизма та часть советской историкопартийной науки, которая рассматривала действительность как неизбежное осуществление и совпадение Больш евизма и Жизни. |