167 политической системы России и исчезла вместе с крахом Российской Республики в январе 1918 года. Возникновение этой организации и отношение к ней партий эсеров и большевиков стали классическим примером двух альтернативных путей качественных социальных преобразований: «постепеновского» (как любил говорить Ленин) пути или «революционного». И гот,, и другой путь коренное изменение социальной системы, то есть революция, на что у нас обычно не обращают внимания, сводя «революцию» или к темпам преобразований, или к вооруженному восстанию и захвату государственной власти большими группами населения. Один путь предполагает медленное «врастание» одного общества в другое, а второй разрушение существующих социальных институтов и построение нового общества с чистого листа из оставшихся после этого обломков старого общества и общества вообще. Существенным препятствием для прогрессивного социального развития после такого радикального, тотального очищения рассматриваются привычки, идеи и тому подобные элементы массовой психологии людей, которые должны по представлениям революционеров измениться в ходе революционной ломки социальной жизнедеятельности. Таким образом, в основных российских политических партиях в 1917 году сложилось, на наш взгляд, две главных точки зрения па средства изменения России: революция как реформа и революция как катастрофа. В соответствии с этим по разному решались российскими политическими силами вопросы тактики и средств борьбы: «гражданский мир» или «гражданская война» казалось бы, два лозунга, два мировоззрения. По для всех партий эти лозунги были всею лишь тактикой. До своего участия во власти и достижения своих политических требований они были сторонниками гражданской войны, а после этого переходили в лагерь миротворцев. Проблема же заключается только в том, что с каждым |
202 так. Н о "факты упрямая вещ ь11, именно поэтому, наверное, они так часто и Tie соответствую т действ игел ьности. Есть еще ряд обстоятельств, которые, на наш взгляд, сыграли важную роль в этих событиях, но обычно не акцентируются исследователями. Н ачать можно с того, что Викжель, как нам представляется, не являлся профсою зной организацией. Почему ж е он остался в истории как профсою з, который обладал силой "непрофсогозпой", а появивш ись ниоткуда, такж е незаметно и растворился где-то в описаниях "пролетарской" революции? Для такого "превращения" Викжеля в "первичной" историографии были конечно же серьезные идеологические основания, а для последующей этой проблемы просто не сущ ествовало. Проблема же заклю чалась в том. что Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников руководящий орган нового типа общ ественно-государственной организации255256. Э та организация возникла в ходе разворачивавш ейся Ф евральской революции по инициативе партии эсеров как элемент складывающейся новой политической системы России и исчезла вместе с крахом Российской Республики в январе 1918 года. Возникновение этой организации и отнош ение к ней партий эсеров и больш евиков стали классическим примером двух альтернативных путей качественных социальных преобразований: "постепеновского" (как любил говаривать Ленин) пути или "револю ционного". И тот, и другой путь коренное изменение социальной 255 Этот же факт характеризует как уровень других политических субъектов России, так и нараставший распад социального организма, при котором политическими субъектами становятся любые сохранившиеся организации более "низкого" социального уровня. 256 А нализ организации Всероссийского железнодорожного сою за как качественно новой организации мы делаем на основе документов партии эсеров, которая сформулировала как идейные основы, так и предприняла главные организационные усилия для создания этой организации. См: РГАСПИ. Ф. 274. On. 1. Д. 5. Л. 13-23. 2 0 3 системы, то есть революция, на что у нас обычно не обращают внимания, сводя "революцию" или к темпам преобразований, или к вооруженному восстанию и захвату' государственной власти большими группами населения. Один путь предполагает медленное "врастание" одного общества в другое, а второй разрушение существующих социальных институтов и построение нового общества "с чистого листа" из оставшихся после этого "обломков" старого общества и общества "‘вообще. Существенным препятствием для прогрессивного социального развития после такого радикального, тотального "очищения1' рассматриваются привычки, идеи и тому подобные элементы массовой психологии людей, которые должны по представлениям революционеров измениться в ходе революционной ломки социальной жизнедеятельности. Таким образом, в основных российских политических партиях в 1917 году сложилось, на наш взгляд, две главных точки зрения на средства изменения России: революция как реформа и революция как катастрофа. В соответствии с этим по разному решались российскими политическими силами вопросы тактики и средств борьбы: "гражданский мир" или "гражданская война" казалось бы, два лозунга, два мировоззрения. Но для всех партий эти лозунги были всего лишь тактикой. До своего участия во власти и достижения своих политических требований они были сторонниками "гражданской войны", а после этого переходили в лагерь миротворцев. Проблема же заключается только в том, что с каждым отдельным "тактом" такого развития "война достижение цели мир" и так далее, общий ресурс государственной власти и социальной прочности неизбежно понижается. И наступает такой момент, когда массовое сознание уже не выносит больше этих политических "качелей" власти. Тогда и происходит временный сброс социальной и политической культуры (в |