Проверяемый текст
Ананченко, Алексей Брониславович; Становление политической системы Советской России, октябрь 1917 - 1920 гг. (Диссертация 2000)
[стр. 177]

177 правительство рассматривало как не менее важную задачу, чем, скажем, национализация промышленности.
В целом политика советской власти по отношению к общественным организациям в период гражданской войны определялась стремлением поставить под контроль массовые общественные организации, которые позволили бы мобилизовать все имевшиеся людские ресурсы.
Поэтому ведущее место в системе общественных организаций заняли профсоюзы, фабзавкомы, больничные кассы и т.д.
В профсоюзах, например, к концу 1917г.
было около 5 млн.
человек, в кооперации около 24 млн.
человек, а в союзах пролетарской молодежи около 40-50 тыс.

человек.3 1 7 Отмстим также, что советское правительство не ликвидировало и не запретило деятельность многочисленных дореволюционных обществ и союзов научных, творческих, благотворительных, спортивных и пр.
Практически изначально такие общества начали налаживать контакты с близкими им по профилю государственными органами.
В большинстве случаев это были либо Наркомпрос (научные,
культурно-просветительные и др.
общества), либо НКВД (религиозные и пр.).
Чувствуя необходимость легализации они входили с прошениями о регистрации в различные советские инстанции.
При этом отсутствие какого-либо законодательства о регистрации приводило к тому, что многие общества не могли найти соответствующего учреждения и продолжали свою деятельность без всякого оформления и регистрации.
Тем не менее, основная часть обществ все же ориентировалась на государственное признание.
В частности, в течение 1917-1920гг.
среди многочисленных организаций, обратившихся в НКВД с просьбой о легализации оказалось Исполком советов союзов солдаток.
Первоначально он обратился во ВЦИК 3,7 Первый Всероссийский съезд профсоюзов.
Стенографический отчет.
М., 1918.
С.338; Файн
Л.Е.
История разработки В.И.
Лениным кооперативного плана.
М., 1970.
С.59:
Ацаркин А.Н.
Жизнь и борьба молодежи в России.
М., 1965.
С.417.
[стр. 177]

214 ведении Наркомпроса, а основная масса его сотрудников входила в профсоюз Раброс.
Первая попытка создать объединение научных работников в рамках профсоюза Рабпрос, относится к весне 1920 г.
Но она не удалась.
В целом же политика советской власти по отношению к общественным организациям в период гражданской войны определялась несколькими ситуационными факторами, которые интерпретировались в рамках марксистской идеологии.
В первую очередь новую власть интересовали массовые общественные организации, которые позволили бы мобилизовать все имевшиеся в обществе трудовые и организационные ресурсы.
Поэтому одно из ведущих мест в системе общественных организаций занимали профсоюзы, фабзавкомы, больничные кассы, добровольные общества и т.п., объединявшие в своих рядах большое количество людей.
В профсоюзах, например, к концу 1917 г.
было около 5 млн.
человек, в кооперации около 24 млн.
человек, а в союзах пролетарской молодежи около 40-50 тыс.

человек^69.
Таким образом, этот период, несмотря на трудности, вызванные гражданской войной, был в целом плодотворным для формирования системы общественных организаций.
Сама система общественных организаций, как единое целое тогда еще не сложилась.
Общественные организации существовали еще в значительной мере изолированно друг от друга, их взаимоотношения друг с другом и с государством были еще не отрегулированы.
Рядом со "старыми", те.
с дореволюционными объединениями, приспосабливавшимися к новым условиям, появляются новые по характеру и целям общественные организации, устанавливавшие при помощи государства новые отношения как с ним, так и друг с другом.


[стр.,178]

215 Период 1917-1920 гг.
был ознаменован организационным строительством в профсоюзах, возникновением комсомола, установлением контактов государства со старыми обществами, преобразованием некоторых из них, а также возникновением и новых обществ.
Новая советская власть попробовала упорядочить систему общественных организаций, фиксировать и регулировать их количество.
Советское правительство не ликвидировало и не запретило деятельность многочисленных дореволюционных обществ и союзов научных, творческих, благотворительных, спортивных и пр.

Старые общества "молчали" лиши первые 3-4 месяца, те .
тогда между государством и общественными организациями не существовало каких-то определенных отношений, а старые уже разрушились вместе с прежней государственной системой.
Затем начинает складываться новая практика взаимоотношений, когда общества обращаются за поддержкой и помощью в соответствующие, близкие им по профилю, государственные органы.
В большинстве случаев это были либо Наркомпрос (научные,
культурно-просветительские и др.
общества), либо НКВД.
Многие лее общества, чувствуя необходимость как-то легализоваться, как они делали это до революции, входят с прошениями в разные советские инстанции о регистрации.
Регистрировались же они в самых неожиданных местах.
Находившиеся в Москве в научном отделе Наркомпроса, в отделе управления Моссовета, в губернской милиции, в Совете рабочих и крестьянских депутатов, во ВЦИКе, в Совете МГУ, а Общество друзей Российского исторического музея 30 июля 1918 г.
зарегистрировалось в Московском совете народных нотариусов.
То же самое происходило и в Петрограде.269 269 Первый Всероссийский съезд профсоюзов.
Стен, отчет.
М., 1918.
С.
338; Файн
Л.Б.
История разработки В.И.Лениным кооперативного плана.
М , 1970.
С.

59; Ацаркин А Н.
Жизнь

[Back]