Проверяемый текст
Копосова, Наталья Пантелеймоновна; Национально-государственное строительство в первые годы советской власти, 1917-1922 гг. (Диссертация 2000)
[стр. 85]

85 представителями всех национальностей, населявших Россию.
Как отмечали советские историки, в стране, «где проживало 57 % нерусского населения, национальный язык игнорировался, а 46 народностей вовсе не имели письменности».152 Есть основания полагать, что это была сознательная политика.
Так, Казанский учебный округ, которому были подчинены 10 губерний Поволжья и Приуралья, ставил перед работниками народного просвещения задачу искоренения «обрядов и обычаев, чуждых христианству и имеющих языческое или магометанское происхождение».1'3 Не случайно среди марийцев Уфимской губернии грамотность составила всего 3,3 %, мордвы 8,3 %, чувашей 5,7 %, татар 19,1 %.
В материалах заседаний партии кадетов отмечался особенно низкий процент грамотности женского населения, например, только 2 % марийских женщин знали грамоту, среди чувашских женщин грамотных было всего 4 %.1 5 4 1 5 5 Национальные отношения в Российской империи осложнялись комплексом экономических противоречий между относительно развитым промышленным центром и слаборазвитыми, преимущественно аграрными национальными окраинами.
Например, в Карелии более 90 % населения было занято в сельском хозяйстве.
В 1904 г.
имелось только 25 заводов и фабрик, на которых работало всего 3922 рабочих.1 5 > В данной связи вполне закономерно, что национальные партии и движения, а также различные региональные отделения общероссийских партий, представляющие нерусское население, выступали с требованиями самостоятельности различной степени: от национально-культурной автономии до абсолютной независимости.
Разнообразие российских регионов, включающее и такие особые субъекты как Финляндия и Польша, диктовало необходимость
сочетания различных подходов к решению 1 5 2Никитин Н.П.
Борьба КПСС за ликвидацию фактического неравенства народов СССР.
Ленинград, 1979.
С.8.

1 5 3Циркулярыпо Казанскомуучебному округу'.
Казань, 1908.
№11.
С.525.

1 5 4ГЛРФ.
Ф.523.
оп.1.
Д.38.
Л.32.
1 5 5Очерки истории Карелии.
Петрозаводск, 1957.
С 142.
[стр. 5]

5 “инородцев”, включавших представителей всех других национальностей.
В инонациональных районах царская администрация нередко проводила провокационную политику, выделяя “привилегированные” национальные группы и сталкивая, таким образом, представителей разных национальностей между собой.
Межнациональные конфликты, нередко доходили до жестоких кровопролитий на национально-религиозной почве.
Канун революции дал мощнейший толчок дискуссиям на тему национально-государственного строительства.
О форме наилучшего устройства российского многонационального государства заговорили множество партий и движений, возникших на политической арене России.
Среди первоочередных этот вопрос стоял и у конституционных демократов, одним из лидеров которых был видный российский ученый, известный юрист Ф.Ф.Кокошкин.
Над поисками наиболее гармоничной формы государственной организации, привлекательной для большинства граждан России, ломали головы ведущие политики практически всех крупных российских партий: монархистов, эсеров, социал-демократов, октябристов и др.
От решения этой задачи зависело не только будущее России, но и успех партий на выборах.
Национальные партии и движения, а также различные региональные отделения общероссийских партий, представляющие нерусское население, выступали с требованиями самостоятельности различной степени: от национально-культурной автономии до абсолютной независимости.
Разнообразие российских регионов, включающее и такие особые субъекты как Финляндия и Польша, диктовало необходимость
различного подхода к решению национально

[стр.,41]

проживало 57% нерусского населения, его родной язык игнорировался, а 46 народностей вовсе не имели письменности.”3 9 Казанский учебный округ, которому были подчинены 10 губерний Поволжья и Приуралья (Астраханская, Вятская, Казанская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская и Симбирская), ставил перед работниками народного просвещения задачу искоренения “обрядов и обычаев, чуждых христианству и имеющих языческое или магометанское происхождение.” 40 По переписи 1897 г.
среди марийцев Уфимской губернии грамотность составила всего 3,3%, мордвы 8,3%, чувашей 5,7%, татар 19,1%:
среди чувашей Симбирской губернии 8,4%, татар 10,8%, мордвы8,4%.
Особенно низка была грамотность среди женского населения.
Так, например, только 2% марийских женщин знали грамоту, среди чувашских женщин грамотных было 4%.
Немного лучше с образованием складывалась ситуация в Карелии.
Безусловно, и здесь наименее грамотными слоями населения продолжали оставаться крестьяне и рабочие.
Но если к началу XX века грамотность среди крестьян карел и вепсов составляла 12,9%, то, благодаря развитию капитализма, к 1909 году, например, в Олонецком уезде Карелии, где преобладало крестьянское население, грамотность составляла 22,7% к общему числу жителей.
Что же касается городского населения, то, в четырех уездах Карелии (кроме Кемского) к тому же времени на каждые 100 жителей грамотных было 28,3.
Помимо необходимости в грамотной ” Никотин Н.П.
Борьба КПСС за ликвидациюфак-тического неравенства народовСССР.
Ленинград, 1979.; С.8
Циркуляры ло Казанскому учебному округ)'.
Казань, 1908.
№11.; С.525

[Back]