Проверяемый текст
Копосова, Наталья Пантелеймоновна; Национально-государственное строительство в первые годы советской власти, 1917-1922 гг. (Диссертация 2000)
[стр. 88]

88 либералы, с первой дискуссии так же рассматривали все возможные ею решения с позиции единой и неделимой России.
Однако их позиция была более умеренной.
Оказавшись между двумя несовместимыми требованиями: отстаиванием единства России с одной стороны, и необходимостью удерживать своих сподвижников по партии и просто сторонников на национальных территориях с другой, кадеты вынуждены были прибегнуть к тонкой, порой путаной политике оговорок и двойных стандартов.
Так, в мае 1905 года на съезде русских либералов и польских национальных партий, впервые серьёзно затронувшем национальный вопрос, под давлением польских делегатов было принято решение, в котором признавалась необходимость автономии Польши.
Однако съезд отказался от какой-либо конкретизации требований Польши, укрывшись за универсальной формулировкой:
«до времени всесторонней разработки этой проблемы».ь<' Однако начало обсуждению национального вопроса все же было положено.
Либералам пришлось конкретизировать свои позиции но остальным, принципиальным на тот период времени, моментам национальной политики.
/Тля этого было принято решение специально рассмотреть национальный вопрос на сентябрьском (1905 г.) земскогородском съезде Союза земцев-конституционалистов, где с докладом «О правах национальностей и децентрализации» выступил ведущий теоретик либералов по национальному вопросу, один из лидеров будущих кадетов Ф.Ф.
Кокошкин.
Отстаивая идею сохранения
«единой и неделимой» империи, Кокошкин самым решительным образом высказался против принципа политического самоопределения наций и федеративного устройства государства, считая его лежащим «вне области практической политики».1 5 9 1 5 9 Вулат В.
Польский вопрос в борьбе русских политических лагерей осенью 1905года // Вкн.
СССР и Польша.
Интернациональные связи история и современность.
Т.
1.М., 1977.
С.
241.
[стр. 60]

60 считает равными себе те нерусские народности, которые проживали на территории коренной России.
В результате раскола Союза русского народа в марте 1908 года образовался Русский народный союз Михаила Архангела.
Продолжая идеи своих предшественников РНС утверждал, что сила Родины состоит в неделимой целостности Государства Российского.
РНС не признавал различий между великороссами, белоруссами, малороссами и червоноруссами.
Особый интерес в области национально-государственного строительства, представляют внутрипартийные дискуссии и программа Партии Народной свободы (кадеты).
Оттянув, насколько было возможно, обсуждение национального вопроса, русские либералы, с первой дискуссии так же рассматривали все возможные его решения с позиции единой и неделимой России.
Однако, их позиция была более умеренной.
Оказавшись между двумя несовместимыми требованиями: отстаиванием единства России с одной стороны, и необходимостью удерживать своих сподвижников по партии и просто сторонников на национальных территориях с другой, кадеты вынуждены были прибегнуть к тонкой, порой путаной политике оговорок и двойных стандартов.
Так, в мае 1905 года на съезде русских либералов и польских национальных партий, впервые серьёзно затронувшем национальный вопрос, под давлением польских делегатов было принято решение, в котором признавалась необходимость автономии Польши.
Однако съезд отказался от какой-либо конкретизации требований Польши, укрывшись за универсальной формулировкой:
“до времени

[стр.,61]

61 всесторонней разработки этой проблемы”5 3 5 4 Но, начало обсуждению национального вопроса таким образом было все-таки положено.
И либералам ничего не оставалось как конкретизировать свои позиции по остальным, принципиальным на тот период времени, моментам национальной политики.
Для этого было принято решение специально рассмотреть национальный вопрос на сентябрьском (1905г.) земскогородском съезде Союза земцев-конституционалистов, где с докладом “О правах национальностей и децентрализации” выступил ведущий теоретик либералов по национальному вопросу, один из лидеров будущих кадетов Ф.Ф.Кокошкин.
Отстаивая идею сохранения
“единой и неделимой” империи, Кокошкин самым решительным образом высказался против принципа политического самоопределения наций и федеративного устройства государства, считая его лежащим “вне области практической политики”.
В представлении Кокошкина, это был прямой путь к расчленению “единой и неделимой Российской империи”5'1.
Что касается автономии, то с различными оговорками допуская её существование, Кокошкин конкретизировал что вводиться автономия должна постепенно, с учетом “выяснения потребностей в ней местного населения и естественных границ автономных областей”, с изданием “особого имперского указа об образовании той или иной автономной области”.
“Местная автономия,подчеркивал Кокошкин,не нарушает государственного единства, если она устанавливается общегосударственным законом, ” Булат В.
Польский вопрос в борьбе русских политических лагерей осенью 1905 года.// В кн.: СССР и Польша.
Интернациональные связи история и современность.
Т.
1.
М.» 1977,; С, 24
Ь 5 4Кокошкин Ф.
Областная автономия и единство России.
М., 1906.; С.7

[Back]