Проверяемый текст
Власть культуры, культура власти - актуальная планетарная проблема в современном мире / А. Д. Жарков // Образование и общество. - 2009. - № 5
[стр. 46]

существует еще частная цель, которая в технологическом процессе распадается на ряд еще более мелких, представляющих се части.
Назовем их малыми целями, или подцелями.
Частная цель, как и главная,
~ это выражение не одной потребности личности, а целого комплекса.
Совокупность целей, входящих в главную, складывается в систему целеполагания.
Не будь этой связи, частные цели оставались бы отчужденными, формальными.
Если действия субъекта будут осуществляться безотносительно
главной цели, то результат может получиться неожиданным, возможно, даже противоречащим целям системы.
Будучи связанной с главной, частная цель в своем движении приближает ее только в этом случае можно получить гарантированный результат.
Поэтому цель является основным звеном в механизме
технологического процесса культурно-досуговой деятельности, где содержание, смысл, смыслотворчество становятся формой накопления и концентрации духовного потенциала личности, расходуемого на реализацию предельных и даже запредельных целей жизни.
Отсюда жизнетворчество
это способ реализации смыслового потенциала цели, способ ее воплощения в жизнь.
Единство смыслотворчества и жизнетворчества, их взаимообусловленность проявляются в процессе целостного переосмысления и преобразования человеком жизни в условиях досуга.

Это процесс связан с созданием особых условий инновационной среды, обеспечивающей возможность свободного творческого поиска уникального решения жизненных проблем в практической деятельности учреждений культуры и домашнего досуга.
Цель в жизни молодого человека представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания о мире и отношении к нему, с позиции которых он осуществляет свою общую оценку действительности при выработке новых 46
[стр. 1]

Каждый человек на планете Земля стремится вникнуть в сущность многих явлений и процессов, его окружающих.
Для этого он должен быть вооружен знанием принципов, законов, категорий диалектики.
Диалектика – теория и метод познания явлений действительности, представляющая собой методологическую основу всех наук, в том числе и педагогики.
Объективный порядок в субъективном мире не какое-то изначально данное свойство, а лишь следствие строгих законов деятельности во всех сферах жизни.
Разносторонняя система жизни обычно проявляется и формируется в конкретной ситуации.
Эта система организуется уже сложившимися устоями, укладом жизни людей.
Длительное изучение отдельных людей по развернутой программе показывает наличие у них великого множества психических состояний и качеств, но главное – сознания личности.
«Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслительном построении действий, предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека»1.
Самым трудным делом оказывается умение обнаружить уровень сознания личности.
Это трудно, потому что характер сознания является не просто суммой черт, а их качественным сочетанием.
Такой взгляд на сознание личности возможен при условии понимания того, что ни один из ее элементов целостности не может функционировать без него.
Сознание личности – синтез, взаимообусловленность, уникальная конфигурация и способ связи всех элементов личности миром и прежде всего – планетарного сознания.
Рассматривая воспитание планетарного сознания человека как идеалосообразную деятельность, следует помнить о том, что идеалы – это общественный феномен, имеющий свое содержание, структуру с тремя неотъемлемыми характеристиками: личные или субъективные, народные или национальные, всенародные или общечеловеческие.
Основной сущностью национального идеала, на наш взгляд, являются не специфические черты, а общечеловеческие ценности.
Единство основ и задач воспитания у всех народов обеспечивает возможность дополнения одного народного идеала достоинствами идеалов других народов.
Это обусловлено разнообразием, развитием многонациональной, элитной, массовой, региональной, корпоративной культур.
Одним из ведущих элементов сознания личности является общественный идеал, который выступает в форме сложной духовной системы, состоящей из ряда взаимосвязанных структурных компонентов.
При теоретическом расчленении универсальный общественный идеал распадается на ряд относительно самостоятельных идеалов: политический, нравственный, религиозный, эстетический и т.д.
Каждый из них может быть представлен как относительно самостоятельная система культуры и при ведущей роли основного оказывается тесно переплетенным с другими идеалами.
Они находятся в отношениях системного единства, соподчинения.
Х.А.
Ливрага считал, что «Идеал – это Сущность, пребывающая в высшем измерении, превосходящем то, в котором живет наше обыденное сознание.
Душа может на мгновение неясно различать его.
Я имею в виду идеал в буквальном смысле слова.
Мое понимание идеала связано с представлениями о цели, одновременно намечающей и определяющей путь – напряженную линию сознания между его природным и избранным им высшим состоянием, ибо духовное сознание стремится слиться с идеалом»2.
Ведущим компонентом сознания личности являются ценностные ориентации.
Ценностный мир не является системой изначально заданных, вечных идеалов, своеобразно проявляющихся в процессе истории, он принимает конкретные формы воплощения, существует в той или иной социальной, национальной или личностной оболочке.
Принятые личностью ценности ориентируют, направляют ее деятельность.
Все виды деятельности в культуре способны сопрягать логику и интуицию, закономерность и произвол, понятие и воображение, конкретные факты и фундаментальные идеи.
Центральным звеном целостной системы ценностей является личность, обусловленная характером ментальности, особенностями ценностных ориентаций, типом личности и уровнем пассионарности участников культурного процесса.
Поэтому культуру автор статьи рассматривает как целостную систему сложившихся смыслов, значений, традиций, норм и образцов, которая обладает вариативностью, динамичностью, инертностью и консервативностью, способна зримо выявлять закономерности человеческого бытия, выступает универсальным способом связи между миром личностной субъективности и всеобщим духовно-творческим началом.
Культура реально существует в смысловом поле настоящего, она есть то, что актуализируется.
А то, как открывается и расшифровывается накопленное культурное сознание, зависит от его реальных, живых структур, от «культурных структур», обступающих нас «извне» и «изнутри», обеспечивающих саморегуляцию общества.
При этом само наличное сознание личности глубоко динамично, в нем постоянно происходят трансформации, смещения, перестановки, работают психоаналитические «защитные механизмы».
Один из крупнейших философов современности Х.А.
Ливрага писал: «Жизнь как таковая проявляет себя как деятельность, активность: все, что активно, мы называем живым, а все то, что не дотягивает до этой границы, имеет какую-то иную жизнь, которую мы порой просто не способны понять.
Ведь существуют боги, а они – безусловно живые.
Но они являются живыми в ином измерении, отличном от того, в котором существуем мы.
Они живут на одном уровне сознания и на другом уровне времени (выделено мною.
– А.
Ж.).
Понятие времени тоже весьма относительно.
И за всеми этими относительностями нам нужно различать сокровенный смысл жизни»3.
Гражданин мира – это человек, ориентированный на общечеловеческие ценности, с высокоразвитым толерантным сознанием, ответственный, свободный и творчески развитый, с активной жизненной позицией и рефлексивным отношением к действительности, способный различать сокровенный смысл жизни.
С точки зрения парадигмы социального служения гражданин мира – это личность, ориентированная на признание и воссоздание социально-культурного опыта, реализацию собственного практического знания (социальной и гражданской компетентности) в социальном мире и являющаяся носителем определенных артефактов или культурных миров, образа жизни, способная к изменению своей судьбы и оказывающая положительное влияние на воспитание гражданина мира.
Другими словами, все, что сделано (или делается) человеком ради других людей и общества, имеет культурную ценность, которая воспитывает гражданина мира.
Каждый гражданин мира заслуживает уважения как реальная или потенциальная личность, способная служить себе и своему обществу и миру в целом.
Его жизненный опыт уникален и достоин если не признания, то понимания.
Культура способна помочь ему раскрывать в себе личность, готовую служить людям на избранном им поприще.
Вот почему необходима власть культуры.
Следовательно, воспитание гражданина мира базируется на четырех органически связанных источниках: идеях, духовных ценностях; тенденциях общественного развития, предъявляющих определенные требования к личности; реальных возможностях в удовлетворении духовных и физических потребностей, достижении целей в жизни, понятии смысла жизни.
Ведущей формой воспитания планетарного сознания человека у российских вузов культуры и искусств является постоянно действующий международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве».
Первый с большим успехом прошел в Москве, второй во Вьетнаме, а третий в Южной Корее 20–12 мая 2009 года под девизом: «Новый шелковый путь к культуре без границ».
Особо хочется выделить нравственные и смысложизненные ценности.
Нравственные ценности – жизнь, достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики деятельности и поступков человека, содержание различных форм морального сознания – норм, принципов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья), нравственные характеристики социальных институтов, групп, коллективов, классов.
Смысложизненные ценности – представление о справедливом и несправедливом, добре и зле.
Следовательно, культура личности есть система ценностей, усвоенных ею в процессе социализации.
Однако индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы ценностей, существующих в обществе.
Влияние культуры на личность носит противоречивый характер.
С одной стороны, оно осуществляется как социализация, а с другой стороны – как индивидуализация.
Индивидуализация личности обеспечивается тем фактом, что освоение личностью всех накопленных обществом ценностей носит избирательный характер, так как выбор ценностей культуры ограничен.
Проходя через сознание человека, цели превращаются в потребности, побуждающие его волю, мотивы, и становятся сознательной деятельностью.
Разумные, здоровые потребности воспитываются всем образом жизни, выковываются в процессе труда, учебы, в семье, коллективе.
Цель и потребность теснейшим образом связаны между собой.
«Цель – это функция потребности»5, потребность выступает как объективное материально данное, а цель – как желаемое будущее состояние, выраженное идеально.
В целеполагании технологии культурно-досуговой деятельности выделяются два этапа, которые получили название теоретической разработки и реализации.
Но прежде необходимо обнаружить духовные потребности населения хотя бы в виде слабо выраженной тенденции, осознав ее как прогрессивную.
Лишь после этого специалисты-профессионалы определяют стратегию и тактику формирования, развития и удовлетворения духовных потребностей.
Достижение цели – многоступенчатый, сложный процесс, поэтому произвольно переходить от одного этапа развития к другому, минуя промежуточные звенья, не рекомендуется.
Дело в том, что помимо главной цели существует еще частная цель, которая в технологическом процессе распадается на ряд еще более мелких, представляющих ее части.
Назовем их малыми целями, или подцелями.
Частная цель, как и главная,
это выражение не одной потребности личности, а целого комплекса.
Совокупность целей, входящих в главную, складывается в систему целеполагания.
Не будь этой связи, частные цели оставались бы отчужденными, формальными.
Если действия субъекта будут осуществляться безотносительно
к главной цели, то результат может получиться неожиданным, возможно, даже противоречащим целям системы.
Будучи связанной с главной, частная цель в своем движении приближает ее, только в этом случае можно получить гарантированный результат.
Поэтому цель является основным звеном в механизме
создания особых условий инновационной среды, обеспечивающей возможность свободного творческого поиска уникального решения жизненных проблем в практической деятельности учреждений культуры и домашнего досуга.
При этом следует подчеркнуть, что цель в жизни каждого человека представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания о мире и отношении к нему, с позиции которых он осуществляет свою общую оценку действительности при выработке новых программ своей жизни и при потенциальной оценке различных явлений и событий, осознании себя как личности, своего смысла жизни, где содержание, смысл, смысло-творчество становятся формой накопления и концентрации духовного потенциала личности, расходуемого на реализацию предельных и даже запредельных целей жизни.
Отсюда жизнетворчество
это способ реализации смыслового потенциала цели, способа ее воплощения в жизнь.
Единство смыслотворчества и жизнетворчества, их взаимообусловленность проявляются в процессе целостного переосмысления и преобразования человеком жизни в условиях досуга.
Основой для разработки целей жизни человека с планетарным сознанием, на наш взгляд, является мысль А.
Эйнштейна о том, что «самое прекрасное, что мы можем испытать, – это ощущение тайны.
Она – источник всякого подлинного искусства и науки.
Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким вопросом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты...»6.
Именно в постижении таинств человеком и видит автор статьи смысл жизни на земле.
Четыре из них скрывает от человека природа: обустройство мира, таинство потустороннего мира, любовь и красоту.
Они, как четыре вектора, высвечивают направления жизненного пути человека по закону креста во всей их бесконечности и вечности.
Все четыре вектора сходятся в центре на основе закона единства и борьбы противоположностей.
В основании креста несущий вектор указывает человеку направление поиска таинства обустройства мира.
С пониманием развития социальной жизни как ее непреложного начала тесно соприкасаются духовные начала в жизни человека, заложенные в кресте как символе, противоположный вектор которого указывает на необходимость изучения потустороннего мира.
Левый вектор креста, что располагается ближе к сердцу человека, указывает на переживаемые человечеством вечные проблемы таинства любви и красоты, ощущение невозможности решения вечных проблем любви, вызываемых глубокой противоречивостью характеров, которые проявляются в психологии людей, в их поступках, в их существовании, что и является источником трагизма.
Правый вектор креста несет таинство власти.
Оказалось, что у человека не меньшее пристрастие к идеям власти, от которых нередко зависят не только очень важные, судьбоносные решения, но и само существование жизни на земле.
Идеи власти, выступая в своем чисто рациональном виде, становятся страстью и в этом смысле сближаются и переплетаются с потоком чувств.
Идея-страсть власти зачастую главенствует над другими проявлениями внутреннего мира человека, даже страстью любви и красоты.
Великий русский писатель Л.Н.
Толстой писал, что зачастую «человеку священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божьего, данная для блага всех существ, красота, располагающая к миру согласия и любви, а священно и важно то, что люди выдумали властвовать друг над другом»7.
В качестве связующего звена идей власти и чувств любви – вечная борьба между добром и злом.
На наш взгляд, этим объясняется один из законов природы, которым она предусмотрительно «наградила» людей – драгоценнейшим качеством, которое академик И.П.
Павлов назвал «рефлексом цели».
«Это есть основная форма жизненной энергии каждого из нас.
Жизнь только для того красна и сильна, кто постоянно стремится к достигаемой, но никогда не достижимой цели...
Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели»8.
Рефлекс цели присущ всему живому, поскольку все живое обладает раздражимостью, т.е.
способностью отражать в виде ответных реакций различные воздействия внешней среды и внутреннего состояния.
Качественно иной рефлекс цели у человека.
Это уже вполне и полностью осознаваемый элемент поведения и всей деятельности (как духовной, так и материальной), которая в конечном счете направлена на постижение таинств окружающего мира и самих себя.
Для человека рефлекс цели – творческий рефлекс, побуждающий мотив в постижении таинств.
Человек-творец всегда боролся на земле, выбирая между познанием законов природы и использованием накопленных знаний для созидания нового, для предотвращения разрушений.
Знания как истинный золотой запас человечества – единственное, что продвигает нас к таинству.
Человечество давно вступило на путь исследования законов природы, и нам ничего не остается, как идти по этому пути, постигая одну тайну за другой.
Все живое на Земле настолько сложно, что методы, способы и формы исследования чрезвычайно разнообразны.
Мы хотим постоянно узнавать, почему существует наш мир и из чего он создан, какая роль отведена в нем человеку.
Пройдут века, пока множество отдельных фактов позволит дать ответ на первый вопрос, и еще столетия, пока не выкристаллизуется ответ на второй.
Восхищаясь окружающим нас миром, мы питаем надежду, что удастся понять этот непостижимо чудесный мир, пусть не скоро, пусть через много-много веков.
Поколения людей следуют за поколениями, ученики, студенты, ученые, практики и мыслители заботятся о том, чтобы человек жил лучше и преуспевал в познании таинств.
Человечество далеко прошло по этому пути, но тем не менее пока мы стоим лишь только у истоков знаний об этих таинствах.
Пока можно сделать один вывод: жизнь на Земле уникальна, и человек – последняя и лучшая форма эволюции, что именно для него создано лучшее место в мире – планета Земля.
Жизнь на ней – всего лишь одна ступенька эволюции, протекающей по законам природы, и нам, как отдельным личностям, так и всему роду, отведен относительно небольшой исторический период в хронике Земли.
Надо использовать его наилучшим образом.
Пока человек занимает верхнюю ступеньку в иерархии живых существ, стоит попытаться занять то место, которое отводим себе в наших представлениях об идеале.
Совершенствование, развитие сознания у планетарного человека – это движение к идеалу, к таинству, к одной из целей, определяющих смысл жизни человека на Земле.
В будущее можно смотреть оптимистически, поскольку только человек на Земле обладает силой и волей самого себя образовывать в течение всей жизни и знает способ и средства осуществления этого.
Властвовать над собой, а не над другими – дело более сложное, оно требует постоянного самосовершенствования, которое всегда предполагает определенную цель.
Цель будет тем выше и благородней, чем больше она служит человеку и обществу.
И.П.
Павлов считал, что «человек есть система, как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам; но система в горизонте нашего современного научного видения единственная по высочайшему саморегулированию.
Наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая»9.
Сегодня благодаря усилиям наук и искусства, которые направлены на разгадку таинств природы и космического пространства, человечество продвинулось довольно далеко.
Что касается другой цели – постижения таинств обустройства мира, то это не менее трудное дело, чем первая цель.
Дело в том, что общественный строй в каждой стране мира несовершенен.
В нашей стране общественный строй претерпевал самые резкие изменения в своем развитии: от капитализма к социализму и опять к капитализму, и каждому из этих этапов соответствовал свой тип социального, политического и экономического сознания.
Сейчас происходит переход к принципиально новому типу мышления, что требует и «работника нового типа».
Цель – постижение таинства обустройства мира – особенно трудно осуществить, если человек не является хозяином своей судьбы.
Если он не может планировать с определенной долей уверенности свой завтрашний день, если все в его жизни зависит от конъюнктуры рынка или от прихоти хозяина, то и сама жизнь представляет собой цепь случайностей, целиком и полностью зависящих от воли случая.
Одно и то же может случиться в жизни разных людей, но у одного это мало что изменит в жизни, а другому даст импульс для великого открытия.
Одному случай способен сломать жизнь, другой же, преодолев его последствия, придет к намеченной цели.
Случай может ускорить или замедлить реализацию жизненных планов человека, его жизненных целей, но для этого, как минимум, необходимо, чтобы у человека были такие цели и планы, иначе случай превращается в единственного и полновластного хозяина его жизни, в его судьбу.
Итак, обустройство мира, в частности нашего общества, – таинство для многих поколений, и тот, кто ищет спокойной, легкой жизни, остается вне постижения этого таинства.
Следующее таинство, которое волнует человечество на протяжении всей его истории, – любовь.
Любовь бывает разной – страстной, безответной, платонической, безумной, традиционной и нетрадиционно ориентированной, фиктивной, умирающей, подростковой, слепой, обманчивой, вечной, красивой, всепоглощающей, сжигающей, фанатичной, безнадежной, нездоровой, экзотической и зовущей на подвиги.
Любовь бывает злом и благом, счастьем и страданием, горестью и радостью.
Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным.
У каждого народа есть своя теория любви, теория человека, человеческого существования.
Главным здесь является то, что человек, как и весь человеческий род, оказался в ситуации неопределенности в этом вопросе.
Ясность существует только относительно прошлого, а относительно будущего ясно лишь то, что когда-нибудь да наступит физическая смерть.
Человек осознает себя, свое прошлое и возможности своего будущего через призму любви к себе и всему, что его окружает.
Знание имеет основательное отношение к проблеме любви.
Фундаментальная потребность в соединении с другим человеком таким образом, чтобы освободиться из темницы собственной изоляции, тесно связана с другим специфическим человеческим желанием – желанием познать «тайну человека».
«Хотя жизнь уже и в самих биологических аспектах является чудом и тайной, человек, в его именно человеческих аспектах, является непостижимой тайной для себя самого и для своих ближних.
Чем глубже мы проникаем в глубины нашего общества или какого-либо иного существа, тем более цель познания удаляется от нас.
И все же мы не можем избавиться от желания проникнуть в тайну человеческой души, в ее сокровеннейшее ядро»10.
В жажде проникновения в тайну любви, нашу собственную тайну и состоит сущностная мотивация глубокой и напряженной созидательности.
С первых дней своего пребывания на Земле человека окружает неповторимая красота многообразного мира.
Человек привыкает и зачастую не обращает внимания на величественные горы, леса, поля, реки, моря и океаны, небесную даль, приносящую рождение нового дня и его закат.
Да и в разные времена года природа по-своему прекрасна: весной пробуждается и расцветает, поет на все голоса, летом одевается в роскошный зеленый наряд, расшитый чудодейственными цветами, осенью мир раскрашен в желтые, оранжевые, золотисто-багряные цвета, а зима неповторима по своей красоте, объемности, изменению формы из предметов и растений.
Необъятен по знанию и растительный мир, где каждое растение, каждый его лист – сложнейшее произведение природы, имеющее свою эстетическую привлекательность, свои непередаваемые краски и ароматы.
Красивая форма реальна и способна так или иначе воздействовать на человека.
Зрительное впечатление от природной формы усиливается таким ее свойством, как цвет, колорит, который, очевидно, можно было бы назвать вторичной формой природного творения красоты.
Красота многообразна не только в своей предметной конкретности и определенности, но и в аспекте многоцветности, красочности, к тому же краски естественного мира переменчивы.
Многоцветность творений красоты, существенная для эстетического восприятия, занимает поэтому важное место в наших эстетических отношениях к естественному миру.
Колорит, цвет, например, часто воспринимается относительно самостоятельно, вне связи с формой, естественной композицией, упругостью или прочностью.
Красота меняется, то усиливаясь, то ослабевая в зависимости от связи с ее составляющими.
Известный философ Л.Н.
Столович пишет: «Ни один крупный мыслитель не мог обойти и такие вопросы, как «Что есть истина?», «Что есть добро?» и «Что есть красота?».
И оказалось, что эти три вопроса тесно связаны между собой, для них единый общий знаменатель – понятие «ценность».
Ведь добро – это нравственная ценность, красота – эстетическая, истина – ценность познавательная»11.
А великий русский писатель Достоевский считал, что красота спасет мир.
На наш взгляд, мир может спасти или уничтожить его власть.
И, наконец, одно из наиболее сложных и противоречивых по отношению к нему таинств – потусторонний мир.
Многолетняя борьба с церковью сделала огромное количество людей безрелигиозными, однако не позволила создать общество воинствующих атеистов.
Это делает актуальной проблему восстановления религиозного сознания, национальной государственности и содержания политического действия.
И вот здесь место религии должно быть отчетливо понято всеми: церковью, общинами, каждым верующим.
Более тысячи лет назад православие вошло в судьбу русского народа.
Оно определило национально-государственные цели и само создание Древнерусского государства, Московского царства и великой России.
Первейшей задачей в постижении вероисповедания являются знания о Боге.
Как утверждают богословы, имеются два главных источника познания Бога – Божественное Откровение и творение, т.е.
активное восприятие мира.
Первый источник познания Бога раскрывает духовную сущность, свойства и совершенства Божии, святую волю по отношению к человеку, план Божественного домостроительства нашего спасения.
Постижение этой тайны происходит не через логические доказательства, а через переживания сердца, приобретение религиозно-нравственного опыта.
Большинство богословов считают, что главное условие богопознания заключается не в напряжении мысли и рассудка, а в практической нравственности, повседневной возвышенной духовности, святости жизни.
Значение веры в развитии человека заключается в том, что она является собирательным началом всех душевных сил человека – его разума, чувств и воли, приводит в гармонию его внутренний мир.
Разуму вера дает направление мировоззрения, воле – опору и цель, чувствам – очищение и облагораживание.
Все это в жизнедеятельности Церкви воплощается в различных формах: праздниках, обрядах, ритуальных действиях.
Как отмечал протоиерей Александр Мень, «...в церковном культе необходимо отличать форму, образ от сакраментального ядра.
Обряд облекает таинства в ризы «священного искусства», он есть воплощение вечного в земном творчестве...
Богослужение живет и развивается вместе с жизнью самой Церкви.
Создаются новые обычаи и обряды, некоторые навсегда уходят в прошлое, другие неузнаваемо меняются»12.
Человек, желающий познать таинства Божии, прежде всего должен веровать.
Отсюда альтернативным выглядит понятие загробной жизни, которое существует во всех культурах, ибо в каждой есть свои образы небес и ада.
Коллективный образ может быть составлен путем изучения культур различных народов и этнических групп.
Даже мимолетный взгляд на иной мир оказался бы психологической поддержкой и утешением для многих живущих на земле.
Как отмечает Элизабет Каблер-Росс, видный английский доктор медицины, «… многие считают, что вопрос о жизни после смерти должен остаться предметом слепой веры и никто не имеет права его испытывать.
Я думаю, что мы достигли некоторой переходной эры.
Мы должны иметь смелость открыть новые двери и не исключать возможность того, что современные научные методы перестали соответствовать новым направлениям исследований»13.
В процессе постижения этих четырех таинств наука, все виды искусства и народного художественного и технического творчества выступают как средства, инструменты.
Наука, рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять наиболее значительные завоевания лишь путем внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков старого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием.
Именно эти качества формируются у человека литературой и искусством.
И не только потому, что сама наука пробуждает в людях, ее создающих, сильные и благородные эмоции.
Образное мышление входит неотъемлемой частью в мышление научное.
Мир науки и мир искусства – это деятельность человеческая, а потому она немыслима не только вне интеллекта, но и вне всей эмоциональной жизни ученого и художника.
Единство и слитность рационального и эмоционального рождает научное и художественное творчество.
Наука находится пока еще в начале своего пути, на котором нередко встречаются различные курьезы, появляются самые фантастические идеи, самые невозможные предположения.
Люди давно стремились проникнуть во все таинства, найти ключи к загадочному миру удачных решений и находок и многое уже узнали, многому научились.
Причем народ всегда рассматривал науку и искусство не как привилегию избранных «творцов», а как великое умение творить.
Загляните в сокровищницу народной мудрости – сборники пословиц и поговорок, посмотрите книги, в которых собраны мысли великих людей о труде, таланте, упорстве, энергии, мастерстве, увлеченности, обо всем, что связано с постижением вышеперечисленных таинств.
Помимо науки и искусства, которые выступают как средства в достижении целей жизни человека, существует еще целый набор средств интеллектуально-эмоционального воздействия, значительно расширяющих и обогащающих возможности учреждений культуры в создании условий для личности в «прикосновении» к таинствам, определяющим смысл жизни человека.
Сложность и трудность достижения цели в жизни человека заключается в том, что совершается процесс управления не целями, а психической деятельностью личности, ее развитием, когда необходимо добиться совпадения законов развития природы и общества с законами и логикой развития личности на основе простой, но методологически верной формулы: власть – культуре, культура – власти.
Все вышеуказанное носит универсальный характер, ибо является личностным и общественным.
Для различных слоев, групп и категорий населения пути достижения целей неодинаковы.
Они зависят от уровня развития, образования, социального положения и других особенностей людей.

[Back]